• четверг, 18 Апреля, 10:55
  • Baku Баку 12°C

Духовитые хлеба

15 ноября 2018 | 18:10
Духовитые хлеба

Несколько лет назад во время командировки в Западный регион страны довелось познакомиться с местными долгожителями. Скорее всего, их сейчас нет на этом свете, - ведь уже тогда в их паспорте значились цифры 100, 108, 112 лет. Но в память журналистскую они врезались очень прочно. Первой встретилась Ясямян Касумова из Шамкира.
По старой крестьянской привычке она вставала рано, с зарей. Брала свою палочку, на которую опиралась последние годы, и не спеша шла в сад, где меняла трость на лопатку и подправляла деревца, посаженные семьей много лет назад. Вишня, черешня, яблони, абрикосы во все времена были ухожены так, словно за ними каждый день присматривал опытный и заботливый садовник.
Популяционный феномен
В конце июня для бабушки Ясямян, как и для всех хозяюшек, начинался сезон варенья. У старой женщины все было распланировано - сколько баночек сыновьям, внукам и внучкам, соседям, подругам, живущим неподалеку. Они много моложе ее, им - от 75 до 85 лет. Сама-то Ясямян нене родилась, по ее словам, в 1895 году. Всю жизнь проработала в колхозе, собирала хлопок. Помнит ли царя? Говорила, что помнит. Аккурат в год революции вышла замуж, родила восьмерых детей (из которых в живых осталось только трое). Рано овдовела, но, несмотря на все невзгоды, характер сохранила добрый и покладистый. Ее так и называли в махалле - «шириндил Ясямян» (сладкоязычная).
Старики на Кавказе - это хранители правил этикета и выступают, как моральные, нравственные лидеры. Эти слова принадлежат директору Реабилитационного центра и руководителю отдела сосудистой патологии головного мозга Института геронтологии, члену-корреспонденту НАМН Украины профессору Светлане Кузнецовой, которая вместе с азербайджанскими коллегами исследует феномен кавказского долгожительства. «Активное участие долгожителей в жизни не только семьи, но и поселка, села, - полагает ученый, - возможно благодаря их психической сохранности. Это создает пожилым людям психологический комфорт, сохраняет за ними часть реальной власти, определяет интенсивность общения, что в свою очередь поддерживает и тренирует психику. Большой возраст заслуживает на Кавказе уважение, что даже иногда определяет его преувеличение старыми людьми».
Напомним, что в далекие 80-е годы прошлого века в рамках Международного советско-американского академического проекта по изучению феномена долгожительства начинались медико-биологические и социально-этнографические исследования популяций с высоким индексом долголетия. Результаты исследовательских работ, проведенных учеными нескольких союзных республик и опубликованных в ряде статей и сборниках, имели большой резонанс в научных кругах. К сожалению, охлаждение отношений между США и СССР (после сбитого советскими ПВО южно-корейского «Боинга») быстро свернуло финансирование программы. И далее, в 1988-1989 годах название экспедиции хоть и оставалось прежним - «советско-американская», но работали в ней уже только советские геронтологи, этнографы, физиологи, психологи и т.д. А в связи с развалом бывшего СССР работы в рамках этого уникального проекта и вовсе были прерваны и, начиная с 1992 года, популяционный аспект долгожительства в Азербайджане разрабатывался в весьма ограниченном объеме силами только одной небольшой лаборатории азербайджанского Института физиологии.
На цели научных изысканий не могла повлиять никакая политика, геронтологов по-прежнему интересовал вопрос, поставленный американцами: почему на процветающем Западе, где у стариков - все условия, где на них работают целые социальные индустрии с передовой по тем временам медициной и они защищены так, как ни в одной стране мира, старики в крайне редких случаях доживают до 85-90 лет, да и то в большинстве случаев с синдромом Альцгеймера (старческое слабоумие), а в горных селениях советского Кавказа с очень слабой (по сравнению с зарубежной) социальной инфраструктурой люди не просто доживают до глубокой старости, но и демонстрируют завидную физическую и психо-эмоциональную сохранность - землю пашут, на конях скачут? Как им удается перехитрить природу? Ведь у наших стариков даже в 90-летнем возрасте рождались дети, а женам, производившим их на свет, бывало и за пятьдесят.
Добродетель - сама себе награда
По мнению профессора Кузнецовой, азербайджанцам присущи особые формы поведения, стереотипы, выработанные веками, которые способствуют преодолению воздействий стрессовых факторов. «Большую роль в этих стереотипах поведения играют участие и сочувствие значительного числа людей (родных, соседей, знакомых) при экстремальных ситуациях (смерть близких, болезни). Человек, оказавшийся в горе, не несет его тяжесть в одиночку, он ощущает помощь и поддержку семьи, родственников, соседей, друзей. Кроме того, отношение азербайджанских долгожителей к своему возрасту характеризует тот факт, что 80% обследованных нами долгожителей считали свой возраст не очень большим», - резюмирует она.
И это утверждение красноречиво подтвердила та самая бабушка Ясямян из Шамкира. На мой вопрос: «С кем же вы общаетесь, ведь у вас, наверное, и ровесников-то нет?», она, лукаво прищурившись, ответила тогда: «А зачем мне мои ровесники? Мне с молодежью интереснее! А молодежь - вот она, в соседнем дворе, три невестки: одной - 88, другой - 92, а самой молодой - 79». И правда, чем не молодежь?
Наши старики пережили несколько эпох, лихолетья двух мировых войн, страдания и голод, даже смерть детей и внуков, а последние годы жизни стали свидетелями стремительных преобразований в стране, которой отдали свои лучшие годы, свои силы и здоровье, и были счастливы не оттого, что Бог даровал им долгую жизнь, а оттого, что прожили они ее достойно, ни при каких обстоятельствах не теряли присутствия духа, оптимизма и веры. В связи с этим вспоминается известное высказывание, что «среди влияний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимают страх, печаль, уныние, зависть, ненависть», а известная пословица гласит: «Добродетель - сама себе награда, зло - сама себе кара».
Долгожительница Улькяр Сулейманова, с которой удалось познакомиться в Агстафе, - удивительное создание, маленькая, худенькая, любит, как и все старики, рано вставать. На вопрос: «Долго ли приходится ждать, когда невестка завтрак подаст?», удивляется: «Гадан алым, зачем она должна подавать мне завтрак? Она же много трудится, устает. А я все равно просыпаюсь раньше всех, мне и поить чаем всю мою семью».
Вот чего не узнали американцы, поторопившись с отъездом и свернув свою исследовательскую программу, самый главный секрет от старой и мудрой азербайджанки: самое главное - это мир в семье, забота, любовь и каждодневный труд.
На них держится слава страны
…Азербайджанская Ивановка просыпается рано - с первыми петухами. Рабочий люд спешит на колхозный двор, поля и фермы. Впрочем, поля - это для весны и лета, а сейчас, накануне зимы у крестьян совсем другие заботы.
Но по утрам ивановские женщины все еще пекут хлеба - не все, но многие: свой домашний хлеб. Это вековая традиция. И никто не знает точно, как это они делают, только известно, что хлеба у них «духовитые» получаются. В такой час над домами тянутся дымки. Не колеблясь, устремляются они ввысь, в зимнее небо, и кажется порой, что дымки не движутся, а как поднялись, так и застыли, схваченные льдистым горным воздухом.
Но постепенно дымки растворяются, исчезают, из труб начинает тянуть сладковатым теплом посаженных в печь хлебов.
Мария Кожевникова хоть и руководила колхозным хозяйством несколько десятилетий, но и хлеб дома пекла, и детей растила. Когда Гейдар Алиев вручал ей первый орден - Ленина (а всего их у нее 4), и она в ответ прочла ему свои стихи, он громко, прилюдно назвал ее «шамаханской царицей». Не за красоту, хотя была она тогда и молода, и стройна, еще носила косу, по-молокански полукругом уложенную вокруг головы, - а за то, что по-царски правила, то есть крепко, по-хозяйственному руководила колхозом, оставляя в соцсоревнованиях далеко позади себя своих коллег-мужчин.
Оглядываясь на пройденный путь, Мария Николаевна сожалеет только об одном - что фильм «Мария», сделанный по поручению общенационального лидера Азербайджана, он так и не увидел. Но она навсегда запомнила его обращение к ней на памятном вечере в российском посольстве, когда Гейдар Алиевич назвал ее легендой и сказал, что на таких женщинах, как она, держится слава Азербайджана: «Только смотрите, Кожевникова, никуда не уезжайте!» Она украдкой смахивает непрошенные слезы и тихо шепчет: «Никуда не уедем».
Впервые на азербайджанскую землю, гонимые царской администрацией за религиозное «отступничество» в 1834 году, прибыли привыкшие к холодному климату России молокане. Они нашли в Исмаиллинском районе место, которое находилось почти на высоте Малого Кавказа, в надежде, что северные российские ветры всегда будут напоминать им землю, на которой жили много веков назад их предки. И словно об Ивановке написал когда-то поэт свои знаменитые строки: «Идут белые снеги, как по нитке скользя…».
А снега здесь и правда белые и чистые - словно сказочный договор с небом.
Галия АЛИЕВА
banner

Советуем почитать