• четверг, 28 Марта, 12:17
  • Baku Баку 16°C

Если возникнет вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе, то российские ВС не вмешаются – Эксперты

20 ноября 2018 | 13:45
Если возникнет вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе, то российские ВС не вмешаются – Эксперты
Исполняющий обязанности министра обороны Армении Давид Тоноян 12 ноября в ходе состоявшейся в МО пресс-конференции опроверг уже довольно давно муссируемую в прессе информацию о том, что Армения вскоре приобретет у России истребители Сухой Су-30, передает 1in.am.
Выбор сделан
Тоноян сказал, что решение в связи с приобретением у Швеции истребителей JAS-39 Gripen в настоящее время не принято, вместо этого было сделано предложение со стороны иного партнера, которое серьезнейшим образом рассматривается, и в ближайшее время будет принято решение приобрести истребители у этой страны. По словам и.о. министра обороны, выбор уже сделан, решаются некоторые финансовые проблемы. На вопрос одного из СМИ о том, возможно ли, что говоря «предложение», и.о. министра имеет в виду российские истребители Су-30, Давид Тоноян ответил: «Возможно, что это о Су-30».
Есть ли у Армении достаточно финансовых средств?
В Армении уже довольно длительное время обсуждается вопрос приобретения у России истребителей Су-30, и министр обороны Армении неоднократно говорил о необходимости наличия собственной военной авиации. Но, во-первых, неясно, в каком формате будет реализована сделка по приобретению Су-30. Иными словами, на какие финансовые средства армянская сторона намерена купить эти истребители, и хватит ли финансовых возможностей Армении для того, чтобы приобрести столь дорогое удовольствие? Потому что по оценке военных экспертов, один истребитель Су-30 стоит порядка 50 млн долларов. Может быть, Россия предоставит армянской стороне отдельный военный кредит для реализации этой сделки или вновь применит политику скидок как военный союзник Армении?
В любом случае, военный эксперт Леонид Нерсисян убежден, что эта сделка не будет иметь отношения к предоставленному Армении на 2018-2022гг «военному кредиту» в размере 100 млн долларов.
Вторым важным вопросом в этом контексте является то, что некоторые военные деятели в Армении пытаются поставить под сомнение целесообразность наличия собственной военной авиации. В частности, бывший министр обороны Армении Артур Агабекян заявил, что в наших условиях военной авиации делать нечего.
«Считаю своим долгом сказать, что на нашей военной арене военная авиация как вчера не имела никакого дела, так и сегодня не имеет. Тем более в наши дни – в условиях быстрого развития высоких технологий, ее применение станет почти невозможным – на любой арене. Кстати, такого мнения придерживается и политическое руководство России», – на своей странице в «Фейсбуке» написал Агабекян.
Российские истребители не вмешаются
Известно, что согласно взятыми на себя Россией обязательствам в рамках армяно-российских соглашений и соглашений в рамках ОДКБ, на дислоцированной в Гюмри российской 102-й военной базе есть противовоздушные подразделения, и размещенная в ереванском аэропорту «Эребуни» российская авиаэскадра обязана защищать территорию Армении. А в 2015 году между Арменией и Россией было подписано и два года спустя обеими странами ратифицировано «Соглашение о создании объединенной региональной системе противовоздушной обороны в Кавказском регионе коллективной безопасности», согласно которому Армения и Россия «объединенными» силами должны совершенствовать противовоздушную оборону в регионе.
Но МО Армении с самого начала пояснило, что соглашение не действует на территории Нагорного Карабаха, следовательно, оно не влияет на сотрудничество между Министерствами обороны Армении и «НКР». И российские эксперты почти единогласно говорят, что в случае возобновления военных действий на карабахском фронте, российские истребители не вмешаются в конфликт. В беседе с Первым Информационным такое мнение выразил российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр. В любом случае российский эксперт убежден, что наличие собственной военной авиации очень важно для Армении.
Армения должна иметь истребители
Заместитель директора московского Центра политического и военного анализа, военный эксперт Александр Храмчихин тоже считает, что если возникнет вооруженный конфликт в зоне Нагорного Карабаха, и военные действия не затронут территорию Армении, то, по всей вероятности, российские ВС не вмешаются. Российский эксперт не сомневается в том, что армянские ВС нуждаются в истребителях, и считает, что здесь и нечего обсуждать.
В беседе с Первым Информационным Храмчихин констатировал, что Армения действительно не имеет «истребительной авиации». У нее есть только атакующие самолеты, которые, по сути, бесполезны по той причине, что нет истребителей.
«Атакующие самолеты в случае войны никак не будут защищены, если не будет истребителей, следовательно, естественно, необходимо иметь истребители. Армения не в том положении, чтобы позволить себе не иметь истребители, потому что только 18 единиц российских истребителей МИГ-29 очень мало, тем более, что они, тем не менее, российские, а не армянские», – отметил Храмчихин.
Вопрос цены и сроков поставок
Что касается стоимости истребителей, то военный эксперт подчеркнул, что сегодня подобного рода техника дешевой не бывает, и этот факт невозможно игнорировать.
«Да, стоимость новых истребителей составляет порядка 50 млн долларов. Причем, промышленность России в этом плане в значительной мере перегружена, потому что самолеты производятся и для российских ВВС, и для Казахстана. Но если будет принято политическое решение, в таком случае заказ Армении может стать первоочередным. А если Армения попросту встанет в очередь, то получит истребители в лучшем случае через 2-3 года».
Воевать без авиации невозможно
Александр Храмчихин не согласен с той точкой зрения, что беспилотники (БПЛА) могут в какой-то мере компенсировать отсутствие истребительской авиации, поскольку БПЛА бывают либо разведывательными, либо ударными. И даже имеющиеся у Армении атакующие самолеты Су-25 не могут решить эту задачу. А сильная система противовоздушной безопасности (ПВО) только частично компенсирует отсутствие авиации, поскольку ПВО – пассивная оборона, но она не позволяет активно наносить контрудар противнику в глубине его обороны.
«Такая тактика никому никогда не приносила победы. В современном мире не имеющая авиацию страна и вовсе не может воевать, следовательно, здесь и нечего обсуждать», – подчеркнул Храмчихин.
banner

Советуем почитать