• вторник, 19 Марта, 12:52
  • Baku Баку 8°C

Пашинян - визионер или уличный популист?

11 декабря 2018 | 15:31
Пашинян - визионер или уличный популист?
Как и ожидалось, блок Никола Пашиняна «Мой шаг» одержал уверенную победу на внеочередных парламентских выборах в Армении. «Мощный, мощный, мощный народ!», - написал воодушевленный 70-процентным результатом своего блока и.о. премьер-министра. Пашиняна также не могло не порадовать и то обстоятельство, что его заклятые политические противники из Республиканской партии Армении не смогли преодолеть пятипроцентного барьера, и такие политики как Эдуард Шармазанов и Армен Ашотян более не будут досаждать ему в стенах Национального собрания.
На прошедших выборах была официально зафиксирована политическая смерть бывшей правящей партии, еще несколько месяцев назад обладавшей большинством в парламенте. Бесспорно, сейчас представители РПА будут винить действующие власти в оказанном давлении на оппозицию, использовании административного ресурса, напоминать о скандальных прослушках и лепить первого политзаключенного режима Пашиняна из вновь арестованного экс-президента Роберта Кочаряна. Отчасти они будут правы, однако это не отменяет того факта, что армяне вышли проголосовать против старой власти, растерявшей свою легитимность за годы бездарного управления страной и массового обнищания населения. Более того, РПА не смогла или не захотела адаптироваться к новым реалиям. Партия не сделала выводов из «бархатной революции», не начала процесс обновления, и ее также продолжил возглавлять дискредитированный и лично признавший свою «неправоту» перед Пашиняном Серж Саргсян.
Складывается интересная ситуация, при которой позиционирующий себя демократом Никол Пашинян получает всю полноту власти в стране – ручной парламент, в который также прошли и его родственники, подконтрольные суды и правительственная команда, назначаемая по принципу личной лояльности «народному премьеру». Более того, единственный потенциальный оппонент Пашиняна на всей политической сцене Армении, экс-президент Роберт Кочарян, арестовывается по прямому указанию Пашиняна, о чем свидетельствует обнародованная в сентябре запись прослушки глав СНБ и ССС.
Несмотря на сомнительные методы устранения политических противников, агрессивную риторику и выраженную склонность к популизму, сегодня Пашинян смог стать безальтернативным политиком в стране. Он обладает высоким уровнем легитимности и контролем над всеми рычагами управления страной. Это дает ему возможность провести серьезные внутренние реформы и пойти на компромиссы в нагорно-карабахском урегулировании, что обеспечило бы Армению необходимым потенциалом для совершения экономического рывка в условиях открытых границ с Азербайджаном и Турцией.
Уже совсем скоро Николу Пашиняну будет необходимо принять принципиальное решение о том, каким образом он собирается пользоваться своим солидным политическим капиталом во внутренней и внешней политике. Пойдет ли он по пути либерализации экономики, борьбы с коррупцией и монополиями или сам со своим окружением превратится в часть этой порочной системы? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет, однако громкие заявления Пашиняна о том, что в Армении более нет олигархов, на фоне его тесного альянса с Гагиком Царукяном, заставляют усомниться в полной искренности его слов.
Трансформировать высокий уровень внутренней поддержки во внешнеполитические дивиденды (например, утвердить на международной повестке жесткую позицию Армении в вопросе Нагорного Карабаха) Пашняну будет крайне сложно, так как Армения элементарно не обладает необходимым для этого геополитическим весом. К тому же дважды встречавшийся с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым Пашинян осознает, что нынешняя передышка на карабахском фронте, где в последние месяцы наблюдается спокойная ситуация, не может длиться вечно – и в отсутствие реального прогресса на переговорах обстановка в Карабахе будет неминуемо вновь накаляться. Продолжение переговорной тактики затягивания переговоров и сохранения статус-кво означает повторение линии Кочаряна и Саргсяна. Однако в отличие от двух своих предшественников, сделавших политические карьеры на карабахской войне, своим успехом Пашинян не обязан войне, и партию войны представлять также не должен.
Компромиссное решение на базе Мадридских принципов, то есть возврат на первом этапе определенной части оккупированных районов вокруг НК в обмен на открытие границ и подключение к региональному экономическому сотрудничеству, является единственной возможностью обеспечить устойчивый экономический рост и снизить до минимума риск возобновления военных действий в Нагорном Карабахе. Проявит ли Пашинян себя политическим визионером или останется на уровне уличного популиста, станет ясно уже в следующем году.
«Вестник Кавказа»
banner

Советуем почитать