• пятница, 29 Марта, 00:18
  • Baku Баку 7°C

Палки в колеса

12 февраля 2019 | 15:04
Палки в колеса

КОММЕНТАРИЙ
Выступающий на страницах армянского «Регнума» с политическими прогнозами и пытающийся представить себя эдаким оракулом, глаголящим истину в последней инстанции, Станислав Тарасов теперь предрекает, что если и состоится встреча Мнацаканян - Мамедъяров в Мюнхене, то им придется начинать с чистого листа.
Сей прорицатель считает, что армяно-азербайджанское нагорно-карабахское противостояние уже давно не конфликт только между Арменией и Азербайджаном, даже не проблема внутренней политики двух этих государств. Дескать, это давно уже геополитика, завязанная на турбулентности Большого Ближнего Востока. И непонимание таких базовых вещей, де, заводило и заводит в дипломатический тупик. И пока господствует правило «кто кого перехитрит» - ничего не получится. При этом он не исключает, что переговоры «захлебнулись» в самом разгаре именно из-за вмешательства третьей стороны.
Проект конкретного соглашения имеет место
Буквально через несколько дней (16-18 февраля) в Мюнхене состоится очередная конференция по безопасности, на которой будут обсуждаться вопросы будущего Европы, трансатлантических отношений и конфликта на Ближнем Востоке. О том, что она обещает быть весьма представительной, говорит тот факт, что в ее работе примут участие президенты и премьер-министры около 20 стран мира, около 500 политиков и экспертов, запланировано 30 панельных дискуссий, намечено около 2000 двусторонних встреч на различных уровнях.
Ранее на совместной пресс-конференции с еврокомиссаром по вопросам расширения и политики соседства Йоханнесом Ханом глава внешнеполитического ведомства Армении Зограб Мнацаканян не исключил, что в Мюнхене может состояться его встреча с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым. «Наши встречи в Париже и Давосе были весьма существенны. На базе этих встреч мы ведем обсуждения с посредниками. Ничего не исключено. Сроки и другие вопросы пытаемся согласовать, после этого общественность будет проинформирована», - сказал Мнацаканян, отметив, что не может ручаться относительно очередной неофициальной встречи премьер-министра Армении Никола Пашиняна с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, так как неизвестно, будет премьер в Мюнхене или нет.
Между тем последняя встреча двух министров, состоявшаяся в январе этого года в Париже, вызвала позитивную оценку со стороны переговорщиков и сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Тогда же была анонсирована пятая встреча глав МИД Азербайджана и Армении в феврале. Эксперты тогда обратили внимание на фразу Мнацаканяна о том, что «на базе этих встреч мы ведем обсуждения с посредниками», то есть с сопредседателями Минской группы.
Однако если раньше именно посредники готовили встречи глав МИД Азербайджана и Армении, предлагая им какие-то проекты, дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на линии соприкосновения или варианты решения базовых вопросов в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, то сейчас уже с посредниками ведутся переговоры по повестке, сформированной в результате встреч и переговоров глав МИД Азербайджана и Армении. Стало быть, предполагаемая встреча в Мюнхене в формате Мнацаканян-Мамедъяров если и готовится, то экспертами внешнеполитических ведомств двух стран, и к этой работе Минская группа имеет опосредованное отношение или вообще не имеет.
К тому же встречи Алиев - Пашинян в Душанбе на полях саммита СНГ и в Давосе во время Всемирного экономического форума также осуществлялись без посреднических усилий МГ ОБСЕ. Хотя посредники по факту и приветствовали такой ход событий, вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов, что такая самостоятельность не могла понравиться кому-то из сопредседателей, например России, внешне одобряющей эти переговоры. Особенно если учесть, что стороны не предали гласности результаты парижских переговоров Мнацаканяна и Мамедъярова, когда они поддержали необходимость со стороны конфликтующих сторон «принятия конкретных мер по подготовке населения к миру». Это говорит о том, что выработан проект конкретного соглашения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
Блеф Пашиняна
И в тот момент, когда позиции сторон конфликта должны укрепляться, почему-то происходит сбой, причем по вине армянской стороны, которая вдруг, когда стороны действительно нащупали определенные компромиссные решения, начинает пятиться назад, сметая все предыдущие договоренности. Отчасти реверс Пашиняна обусловлен участившимися на него нападками оппонентов из Республиканской партии, которая в бытность нахождения у власти готова была к компромиссам и вела в этом направлении переговоры с Азербайджаном в строгой секретности от армянской общественности, время от времени также прибегая к реверсам. Эту же политику продолжает и загнанный в оборону Пашинян, делающий шаг вперед и два шага назад.
Вот и получается, что Армения пытается перехитрить Азербайджан, одновременно доказывая Западу свое «желание» договориться с Баку. Ну а когда Пашинян заявил, что даже не обсуждает формулу «территории в обмен на мир» в карабахском урегулировании, Баку обвинил его в срыве переговорного процесса и раскрыл карты, объявив, что в основе активного переговорного процесса с Арменией лежит незыблемая позиция: территориальная целостность страны.
То есть безоговорочное возвращение под контроль Баку всех оккупированных районов, включая Нагорный Карабах.
В принципе, Азербайджан никогда не скрывал этого. Скрывала армянская сторона, почему-то считая постыдным вернуть захваченные земли истинным хозяевам, хотя зазорным должно быть удержание чужих земель под оккупацией. Почему произошла такая трансформация в переговорном процессе, догадаться нетрудно.
Не обошлось без вмешательства внешнего фактора
Станислав Тарасов считает, что в этом деле не обошлось без вмешательства внешнего фактора. Но кого именно, затрудняется сказать. Однако на этот вопрос достаточно прозрачно ответил Карасин, заявивший в Ереване, что так быстро такие дела не делаются, надо проработать, обсудить и так далее - давно набившая оскомину песня. А Тарасов лишь подтвердил формулировку Карасина о том, что в тезис «подготовки населения двух стран к миру», по его мнению, изначально был заложен серьезный методологический изъян по причине отсутствия общего знаменателя под базовыми принципами урегулирования конфликта.
Видимо, для того чтобы вернуть ситуацию под контроль МГ ОБСЕ, которая не один десяток лет ничего не делает для успешного разрешения этого «сложного конфликта». И если бы никто не мешал, то стороны как-нибудь сами его решили, без «компетентной экспертизы и информационно-просветительской и образовательной работы с целью разъяснения населению цены возможных уступок конфликтующих сторон».
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать