• пятница, 29 Марта, 01:41
  • Baku Баку 7°C

Повод для оптимизма

13 декабря 2015 | 11:10
Повод для оптимизма

ВЕРСИЯ
Желание нашего соседа - Грузии стать членом НАТО ни для кого не секрет. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще Эдуардом Шеварднадзе в бытность его президентом страны. Но самые важные мероприятия на пути интеграции в Североатлантический альянс осуществлены при Михаиле Саакашвили. И несмотря на тот факт, что уже более двух лет он не является главой грузинского государства, официальный Тбилиси продолжает прежнюю политику на вступление в НАТО, видя в этом единственный шанс на спасение от полного поглощения северным соседом.
Каждый раз, когда проводится саммит НАТО, в Грузии с замиранием сердца прислушиваются к новостям из Брюсселя - может, хоть на этот раз повезет и стране дадут долгожданный План действий по членству (ПДЧ), с получением которого любое государство уже официально становится кандидатом на вступление в ряды Альянса. И вот в преддверии ожидающегося в будущем году саммита НАТО в Варшаве в Грузии живут ожиданиями, которые всячески подогреваются высказываниями высокопоставленных представителей этого блока, в том числе и самим генсеком НАТО Столтенбергом.
О возможности получения Грузией ПДЧ на Варшавском саммите и перспективах скорого вступления страны в Альянс в интервью газете «Каспiй» рассказали грузинские эксперты.
Дмитрий Авалиани, политический обозреватель:
- В последнем заявлении НАТО по Грузии на самом деле не было ничего нового. Хорошая новость для Грузии - что в Альянс приняли Черногорию. Это реальное подтверждение того, что политика открытых дверей НАТО работает, несмотря на протесты и угрозы России. Москва в последнее время не жалела усилий, чтобы сорвать процесс интеграции балканской страны в Североатлантический альянс, и очень болезненно отреагировала на решение НАТО. То есть Альянс продемонстрировал, что права вето в этом вопросе у Кремля нет. Однако в отличие от Черногории Грузия не смогла ощутимо продвинуться по пути членства.
В последние годы НАТО включило Грузию, наряду с Черногорией, Боснией-Герцеговиной и Македонией, в ряды стран-аспирантов НАТО. Однако балканская тройка обладала еще и формальным статусом кандидата - Планом действия по членству, в предоставлении которого Тбилиси было отказано еще в 2008 году на саммите в Бухаресте. Хотя там же ей обещали, что Грузия непременно станет членом НАТО, как только будет к этому готова. Тбилиси после Бухареста получил новые инструменты сотрудничества с НАТО - ежегодный план действий и комиссия Грузия-НАТО, однако с тех пор, с точки зрения перспективного вступления Тбилиси в Альянс, вопрос формальных процедур не продвинулся никак. Что еще раз подтвердило последнее заявление НАТО, в котором однозначно сказано, что МАР (Международная ассоциация развития) остается обязательным инструментом для вступления. Хотя там же сказано, что Грузия уже располагает всеми практическими инструментами, чтобы добиваться членства. В общем, каждый может понимать, как хочет. Но факт, что консенсуса по вопросу предоставления Тбилиси формального статуса кандидата внутри Альянса все еще нет. И вряд ли на Варшавском саммите следует ожидать какого-либо прогресса в этом плане.
Основная причина, конечно же, - нежелание слишком раздражать Москву. Да, из-за агрессии России против Украины отношения НАТО и Москвы испортились безнадежно, и тем не менее, в европейских столицах, особенно в Берлине, не хотят добавлять к этой ситуации дополнительное напряжение. Эта ситуация существует давно, по причинам, мало зависящим от Грузии, но и грузинская дипломатия явно недостаточно активна в плане работы с западными союзниками. В августе в нашей стране открылся совместный с НАТО центр по обучению и оценке. Безусловно, это хорошая новость для Грузии.
Во-первых, это означает лучшую подготовку ее вооруженных сил и соответственно увеличение обороноспособности страны. А во-вторых, что, пожалуй, важнее, это первый прецедент институционального присутствия НАТО и военнослужащих стран Североатлантического альянса в Грузии. Хотя перед саммитом в Уэльсе Тбилиси явно рассчитывал на нечто большее. Скорее всего, и в этот раз Альянс продолжит в отношении Грузии политику «утешительных призов» и на саммите в Варшаве в будущем году опять «положительно оценит прогресс» Тбилиси на пути к членству, но без конкретных обещаний.
На самом же деле в этом нет трагедии - политическая конъюнктура на Западе медленно, но меняется, о чем говорит и пример Черногории. Просто Грузии нужно быть должным образом подготовленной к моменту, когда НАТО созреет для такого важного решения. В этом плане следует обратить внимание на последнее заявление Альянса - НАТО отзывается о ситуации в нашей стране в целом положительно, но призывает добиваться большего прогресса в сфере верховенства закона и свободы слова. Официальный Тбилиси должен адекватно понять этот дружеский намек и прекратить попытки давления на неугодные СМИ и решения политических вопросов с помощью суда и прокуратуры.
Звиад Мчедлишвили, политический обозреватель:
- На самом деле этот процесс, несмотря на сильное желание грузинской стороны, завершится, увы, не очень скоро. Та же Черногория, которая на днях получила приглашение в НАТО, обзавелась ПДЧ еще шесть лет назад, а у Грузии пока даже нет плана действий по членству, который является необходимым этапом на пути в Альянс. Разумеется, получив план действий для членства в НАТО, Тбилиси не обязательно придется ждать шесть лет, как Черногории, так как каждый случай индивидуален, а потому сроки могут быть гораздо меньше или же, наоборот, больше. Опять же, все зависит от политической воли стран-членов Альянса и от политического расклада на карте мира.
Думаю, что НАТО действительно готово принять в свои ряды Грузию, то есть по факту, как говорят специалисты, там, в блоке, не видят каких-то технических проблем, которые бы препятствовали этому. Возможно, Тбилиси полноценно пока не удовлетворяет всем требованиям Альянса, но эти недостатки не носят масштабный характер и не играют существенной роли.
Да, в Грузии имеется проблема оккупированных территорий, на которых расположены базы геополитического противника НАТО - России, и у кого-то в Альянсе, возможно, возникают обоснованные опасения: мол, а не воспользуется ли Тбилиси, будучи членом военного блока, его ресурсом для возвращения своих территорий? Да и потом, возникают вопросы: а как принимать Грузию, которая не контролирует некоторые свои регионы, в военно-политический альянс, границы которого априори должны быть устойчивыми и подконтрольными руководству организации? Но и эти проблемы решаемы, хотя, может быть, не тем методом, на который могло бы надеяться то или иное грузинское руководство.
Например, уже долгое время среди экспертов, специализирующихся в вопросах политики и деятельности НАТО, обсуждается любопытная модель для Тбилиси - разумеется, на уровне гипотезы. Суть ее заключается в том, что Грузию принимают в блок, но с обязательным условием, что она не будет использовать инструментарий и политику Альянса в целях восстановления территориальной деятельности и продолжит осуществлять реинтеграционные процессы только мирными методами. Но в случае повторного вторжения той же России на территорию Грузии в ныне подконтрольных официальному Тбилиси границах НАТО будет иметь полное право действовать с целью защиты государства.
При этом как Абхазия, так и Южная Осетия, которые руководство Североатлантического альянса признает частью территории Грузии, де-юре все так же будут оставаться в составе страны, но, возможно, им придадут некий определенный статус, который, помимо всего прочего, будет допускать существование «российского интереса» в этих «свободных от инфраструктуры НАТО» зонах.
Да и потом, если вспомним историю НАТО, то увидим, что Грузия не создает прецедента. Так и ФРГ стала членом НАТО, будучи отрезанной от ГДР, но при этом не оставляя целей на воссоединение и не признавая независимости «зоны советского влияния». Так что у Грузии даже есть повод для оптимизма.
Что касается Варшавского саммита НАТО, который состоится в будущем году, то, вероятнее всего, на нем Тбилиси предложат какой-то продукт, который будет способствовать дальнейшей интеграции страны в Альянс. Речь может идти о дополнительном пакете, о каких-то бонусах. Но главное тут, мне кажется, в другом. Если в НАТО в преддверии Варшавского саммита заговорили о подготовке «конкретных мер» в отношении Грузии, то это, скорее всего, значит, что ПДЧ грузинская сторона и в этот раз не получит.
Безусловно, Россия является единственной серьезной проблемой, из-за которой Грузия все еще не является членом НАТО. Но приглашение Черногории продемонстрировало то, что блок готов расширяться, причем за счет стран, в отношении которых Москва реагирует очень болезненно. Думаю, в этом случае Россия ведет игру не в свою пользу. Чем больше и активнее она будет играть мускулами, тем сильнее в ответ будет раскачиваться маятник Альянса, с каждым колебанием увеличивая свое влияние.
К слову, обострение отношений между РФ и членом НАТО Турцией также может вынудить Альянс задуматься о расширении и усилении собственного присутствия в регионе. Иначе говоря, чем дальше Москва будет идти на конфронтацию с Западом, тем больше у Грузии шансов стать членом Североатлантического блока.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать