• вторник, 16 Апреля, 14:54
  • Baku Баку 19°C

Неэффективный заслон «бегству капитала»,

29 февраля 2020 | 12:00
Неэффективный заслон «бегству капитала»,

ФИНАНСЫ
Недавно Центральный банк Азербайджана (ЦБА) принял решение об упрощении валютного режима при торговых операциях с иностранной валютой. В частности, решением ЦБА от 20 февраля сего года были внесены изменения в правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой. Согласно изменениям, таможенная декларация или другие документы, подтверждающие импорт товаров и услуг, должны предоставляться в банк в течение 2 лет, тогда как раньше упомянутый срок составлял 270 дней.
Помимо этого, последними изменениями также ликвидируется требование к уведомлению органа валютного надзора в случае, если стоимость импортируемых товаров и услуг не превышает 10 тыс. долларов. Упомянутое решение вступит в силу после публикации в Государственном реестре правовых актов Азербайджана. В сообщении регулятора также отмечается, что новшество принято с учетом улучшения показателей платежного баланса страны за последние годы, положительных результатов реформ, направленных на усиление таможенного и валютного контроля.
«В настоящее время отношение профицита счета текущих операций платежного баланса к ВВП измеряется в двузначных числах, - говорится в заявлении Центробанка. - Работа по диверсификации экономики и поощрению ненефтяного экспорта сыграла решающую роль в формировании профицитного платежного баланса». Здесь также отметили, что главный банк за последние годы серьезно улучшил показатели движения капитала и финансов. Регулятор ожидает, что либерализация валютного режима поспособствует дальнейшему улучшению деловой среды в Азербайджане.
В чем противодействие?
Проще говоря, согласно этому новшеству, таможенная декларация и прочие документы, подтверждающие импорт товаров и услуг, теперь должны будут предоставляться в банк в течение двух лет с момента перечисления денег. Раньше эти сроки были гораздо более сжаты и составляли 270 дней. В довесок этому, если стоимость импортируемых товаров не выше 10 тыс. долларов, предприниматель может совершенно беспрепятственно перечислять эти средства без оформления таможенной декларации, пояснил читателям газеты «Каспiй» значение последних изменений банковский эксперт Акрам Гасанов.
«Чтобы было понятно простому обывателю, по статье 430.4 Кодекса административных правонарушений, если индивидуальный предприниматель либо же коммерческое юридическое лицо перечислило авансом за границу валюту для оплаты товаров либо услуг, товары должны поступить в страну за определенные сроки, а услуги должны быть оказаны. Если же этого не происходит, а средства не возвращаются, такое считается административным правонарушением. Правонарушение должен выявить орган банковского надзора - раньше это входило в полномочия Центробанка, потом упомянутые полномочия были переданы Палате надзора финасовых рынков, а затем, с ликвидацией палаты вновь вернулись к Центробанку. Он же должен обратиться в суд, чтобы оштрафовать нарушителя, как правило, в размере 20% от перечисленной суммы».
Сроки, в которые должны уложиться импортеры, а товар поступить на территорию страны, установлены в Правилах Центробанка и были разные. Скажем, раньше они укладывались в 360 дней, потом сократились до 180 дней, в связи с недовольством предпринимателей позже были увеличены до 270 дней. Теперь же, согласно недавнему решению ЦБА, временной лимит увеличен уже до двух лет. Как это понимать, и что происходит на практике? Чтобы было понятнее, собеседник привел пример:
«Скажем, бизнесмен приходит в банк, предъявляет договор, перечисляет аванс, банк это фиксирует, - говорит А. Гасанов. - И вот если в течение определенного Центробанком периода предприниматель не предоставляет банку таможенную декларацию и прочие документы о том, что товары на территорию страны поступили либо же услуги были оказаны, в таком случае банк сообщает об этом органу банковского надзора. Тот же, в свою очередь, в течение двух дней расследует вопрос и подает в суд о наложении штрафа».
К слову о презумпции невиновности

И вот когда функция банковского надзора была у Центробанка, регулятор фактически не контролировал выполнение этого условия, а банки, как правило, ничего не сообщали о нарушениях ЦБА, т.е. правонарушения были, однако на них никто не обращал внимания, и валюта в целом вывозилась из страны. Когда же функции банковского надзора перешли к Палате надзора финансовых рынков, эта структура принялась штрафовать всех подряд, тем более, что сроки ужали с прежних 360-ти до 180 дней. Палата надзора принялась ревностно отстаивать соблюдение этих правил, а бизнес буквально «плакал» от такого натиска и штрафов. Отвечая на поступающие жалобы, палата аргументировала свою позицию правилами и сроками, установленными Центробанком.
При этом у каждой структуры были свои цели. Палата надзора фактически «набивала» таким образом государственный бюджет, показывая тем самым свою полезность, говорит собеседник. Но возникает вопрос о причинах решения Центробанка увеличить упомянутые сроки. «Начнем с того, что сама норма Кодекса административных правонарушений дефектна, поскольку любое лицо, которое подлежит санкциям, должно быть виновно. А диспозиция статьи 430.4 этого документа говорит о следующем - если перечислил деньги, отвечаешь за невозврат. Но дело в том, что предприниматель перечислил средства контрагенту за границей, тот не предоставил товар и не возвращает деньги. В чем же вина предпринимателя? А ведь без доказанной вины наказания быть не может».
По статье 3 КоАП, административная ответственность возможна только при наличии вины. Таким образом, орган надзора должен еще доказать вину предпринимателя, однако, согласно упомянутой статье, вины бизнеса может и не быть, поскольку предприниматель сам может оказаться в числе пострадавших. Таким образом, состав правонарушения противоречит КоАП и понятию презумпции невиновности.
Странный подход
Кроме того, в самой обсуждаемой статье кодекса говорится об установленном сроке, однако не оговаривается, кто именно устанавливает этот срок. При этом есть указ Президента Азербайджана Ильхама Алиева о применении Кодекса об административных правонарушениях, где Центробанку данные полномочия не переданы. «Исходя из чего Центробанк все эти годы устанавливает упомянутые сроки, известно одному Богу и самому Центробанку, - отметил эксперт. - Ведь никто не давал ему таких полномочий. В то же время надо отметить, что статья 430.4 переписана из российского КоАП пункт 5 статьи 15.25. Обстоятельство, подтверждающее тот факт, что мы часто пользуемся российскими законами, не имея собственного института по разработке законодательства».
При этом в российском законодательстве - ст. 19 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» указывается, что сроки предусмотрены в договорах, т.е. банки, требуя таможенную декларацию, берут за основу договор. Словом, эта норма фактически слово в слово переписана из российского законодательство, однако в самой России никто не устанавливает сроков. В российском законодательстве и правоприменении этот момент толкуется как «установленный сторонами сделки». Иными словами, стороны сами оговаривают сроки в договоре. «Да и как может государство определить сроки сделки? Бизнес может перечислить деньги за товар, ввоз которого может занять несколько месяцев, либо же заказать сложное оборудование, на производство которого уйдут годы. Подгонять сделки под одну гребенку по срокам невозможно. К тому же Центробанк не имеет полномочий это делать».
Да и в самом кодексе нет ни слова о том, что сроки должно устанавливать государство. Но тут возникает вопрос: а что, если стороны вдруг отметят чрезмерно длительные сроки, скажем, в 10 - 15 лет, чтобы вывезти деньги. Во всем мире действует законодательство по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Надо понимать, что импорт импорту - рознь. Есть товары, для ввоза которых достаточно пары месяцев, но случается, что для этого требуются годы, скажем, если местный бизнес заказывает сложное оборудование.
«Мне могут возразить, что бизнесмен, скажем, приобретает за границей одежду, а в договоре написано, что товар будет поставлен в страну через десять лет. Но я сошлюсь на упомянутый закон, согласно которому, в случае сомнительности операции банк должен сообщить в Службу финансового мониторинга. Существуют прочие моменты, связанные с позицией Центробанка - в главном банке говорят, мол, пусть тогда предприниматель перечисляет не авансом, а аккредитивом, либо же использует банковскую гарантию»,- по данным Гасанова, это не выгодно бизнесу, поскольку требует дополнительных затрат.
То есть, когда бизнесмен приходит в банк и предъявляет договор с зарубежным поставщиком о поставках двух лет какого-то сложного оборудования, банк этому верит. Но если речь идет о покупке какой-то текстильной продукции в Китае, а предприниматель уверяет, что на это требуется три года, банк интересуется подозрительной длительностью сроков и имеет право по закону задержать этот платеж на два дня и сообщить в Службу финансового мониторинга. И уже эта структура выявляет, насколько сделка сомнительна. Если же в банке посчитают, что «все чисто», финансовая структура просто пропускает эту сделку. И тут уже банк контролирует дальнейшую судьбу договора и перечисленных средств. В случае, если за указанный сторонами договора срок товар не поступит в страну, клиент не принесет таможенную декларацию, тогда финансовая структура должна обратиться в орган финансового надзора, чтобы привлечь к ответственности бизнес.
«Устанавливать единый срок на все деловые сделки невозможно, такого нет нигде в мире, - говорит А. Гасанов. - А потому принятое решение не вписывается в рамки полномочий Центробанка. Другой вопрос - согласно тем же правилам ЦБА о валютном режиме, любое физическое лицо может в течение месяца перечислить за границу до 10 тыс. долларов без объяснения причин. В чем суть этого ограничения? Чтобы деньги не вывозились за границу, пресечь отмывание денег. Однако в этом случае имеются очевидные пути обхода, поскольку сумму можно перечислить по частям, привлекая к этому знакомых, родственников».
Свобода для маневра
Но вдобавок к этому решением Центробанка создана еще одна такая возможность, поскольку, если до этого человек мог перечислить деньги просто как физическое лицо, теперь это может сделать и бизнес. «Это может привести к тому, что бизнес будет просто делить крупные суммы, создавая фиктивные компании, - считает собеседник. - Либо же может обратиться за помощью к знакомым индивидуальным предпринимателям, которые не откажут в перечислении денег. Таким образом, последним решением Центробанка по факту создаются пути обхода. Кстати, увеличение сроков до двух лет будет иметь похожие последствия. Как уже говорилось, такие сроки нужны не по каждой сделке. Ведь наши банки обанкротились, потому что деньги вывезли из страны под видом липовых кредитов».
Эксперт отметил, что вопрос обстоит следующим образом - проблему нужно решать, как во всем цивилизованном мире, причем не такими валютными ограничениями. Их нужно ликвидировать, и задействовать законодательство об отмывании денег и финансировании терроризма, т.е. не надо устанавливать общие для всех сроки и нормы. Достаточно просто наладить контроль в каждом отдельно взятом случае, спрашивать за это банки. «Поэтому в целом мое отношение к новшествам Центробанка следующее - необходимо отменить все это и реально применять законодательство. Так и только так можно эффективно бороться с незаконным вывозом капитала», - резюмировал эксперт.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать