• четверг, 28 Марта, 19:23
  • Baku Баку 13°C

Недоступные кредиты

19 декабря 2020 | 18:12
Недоступные кредиты

ФИНАНСЫ
Ставки по кредитам коммерческих банков следует снизить до уровня, оптимального для развития реальной экономики, считает депутат Милли Меджлиса, доктор экономических наук профессор Руфат Гулиев.
Именно банковский сектор и сегмент денежно-кредитной политики являются наиболее узким и сложным звеном нашей экономики. А потому уже в краткосрочной перспективе необходима незамедлительная реализация мер ее реформирования в сторону адекватной денежно-кредитной политики, способной стимулировать прорывной и опережающий экономический рост. В этой связи, конечно же, данный сегмент должен служить генератором наращивания инвестиционных потоков.
Иными словами, кредитно-финансовая сфера страны должна играть отводимую ей роль основы для расширения капиталовложений в экономику. При этом важнейшим фактором прироста инвестиций должен являться именно национальный кредит.
Приемлемые проценты
Говоря о необходимости большей доступности внутреннего кредитования, имеется в виду не только инфраструктура банковского сектора, но и доступные проценты по кредиту. По словам Р.Гулиева, по поводу его выступлений на эту тему в Милли Меджлис поступает много вопросов от граждан, особенно журналистов и избирателей, что в целом послужило поводом для более подробного изложения проблемы и путей ее разрешения. При этом известно, что проблема дорогих кредитов не нова, а пути ее успешного решения периодически обсуждаются.
«Выступая на пленарных парламентских заседаниях и заседаниях комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству, глава Центрального банка Эльман Рустамов очень убедительно и взвешенно все излагает, начиная от истоков проблемы до механизмов ее решения. Однако ответы на вопросы о дорогих банковских кредитах лично меня и большинство депутатов не устраивают. В контексте упомянутой темы традиционно ссылаются на дорогие депозиты, - говорит депутат. - Понятно, что деньги - тоже товар, они имеют себестоимость, но это должно быть в разумных пределах».
По словам нашего собеседника, практически все ведущие банковские специалисты и эксперты объясняют высокие ставки наших банков таким образом: к 10% ставки по вкладам такие аналитики прибавляют 6,25% учетной ставки Центробанка и по 2% банковской прибыли и банковских рисков. В итоге получается, что ставки по кредитам под 20% - и есть себестоимость денег, выдаваемых в виде кредитов. В целом же получается, что государство в лице Центробанка сделало все возможное и предприняло множество шагов для уменьшения банковских процентов, неоднократно снижая учетную ставку, а воз и ныне там, поскольку стоимость кредитов местных банков не отвечает уровню рентабельности субъектов экономики.
В результате предприятия реального сектора выпадают из финансирования посредством банковского кредитования, говорит ученый, предлагая обратиться к мировой практике. «Во всем мире проценты по банковским кредитам не превышают 3-4%, - говорит депутат. - И в этом присутствует логика, поскольку среднемировые показатели прибыльности, рентабельности предприятий варьируются в пределах 10-12%. То есть компании, которые зарабатывают на этом уровне ежегодно, считаются не просто успешными, но очень даже прибыльными, за исключением производства и торговли оружием, медикаментами, проектов с высокими технологиями, стартапов, где норма прибыли гораздо выше. Она по этим сегментам может достигать 30- 50%».
В общих интересах
Во всем мире, подчеркивает ученый, для нормального среднего производства, торговли от 10% до 12% чистой прибыли считается очень успешным показателем. Для сравнения, средний показатель уровня прибыльности предприятия «А» составляет 12%, а если оно берет кредит в банке под 20%, как оно вернет эти деньги и заплатит проценты в банк? Это нонсенс. Бизнес берет заемные средства в случае нехватки оборотных средств. В основном на Западе и в развитых капиталистических странах на свои деньги предприниматели могут только начать дело - это 10-15% от общей стоимости бизнеса, а для дальнейшего его развития берутся кредиты. Кредитная форма инвестирования считается самой распространенной во всем мире - это и есть рыночная экономика в нормальном ее развитии.
Так стоит ли говорить, что брать кредиты под четверть и более их стоимости для реального сектора означает заведомое обречение себя на неплатежи, невозможность реализации оплаты за кредит. Фактически это означает, что бизнес, связанный с реальным сектором, не выйдет на уровень доходности. По мнению ученого, банковскому сектору и соответствующим институтам регулирования необходимо все же приступить к финансированию реального сектора нашей экономики. Казалось бы, проценты по кредитам коммерческих банков должны регулироваться учетной ставкой главного банка страны. Однако этот механизм в нашей практике недостаточно эффективен.
Касаясь вопроса низкой эффективности учетной ставки регулятора, Р.Гулиев отметил, что никакой Центробанк не может воздействовать на процентные ставки коммерческих банков, «поскольку в рыночной экономике существует общий закон спроса и предложения. Вот если бы кредиты под высокие ставки не пользовались спросом, в условиях отсутствия спроса изменилось бы предложение - это непреложный закон рыночной экономики. С другой стороны, учетная ставка - не административный рычаг, но инструмент воздействия. В этом плане государство делает все возможное для снижения ставки регулятора, но проценты коммерческих банков при этом не снижаются».
Применительно к аппетитам местных банков относительно кредитов для бизнеса мы видим, что даже чисто арифметически высокие ставки по займам в 20-30% выводят из зоны кредитования массу субъектов экономической деятельности. И этому есть довольно простое объяснение. Дело в том, что под те высокие проценты, которые предлагают коммерческие банки свои ресурсы, строить какой-то бизнес, тем более на долгосрочной основе, практически не представляется возможным. Поэтому не случайно львиная доля кредитного портфеля коммерческих банков приходится на потребительское кредитование, что в свою очередь означает стимулирование импорта.
Развитие любой экономики напрямую связано с инвестиционными вложениями - это аксиома, говорит наш собеседник: «Достигнуть максимального развития народного хозяйства при минимальных капиталовложениях невозможно, поскольку так не бывает. Последний год я говорю о том, что сегодня финансовый и экономический блок правительства, реформированный главой государства, должны сесть и поработать над новой доктриной, выработать теорию и механизм, новую траекторию инвестиционного развития. И для этого необходимо рассматривать новый механизм банковского кредитования предпринимателей».
Депутат напомнил, что государство оказывает посильную поддержку финансированию предпринимателей и выдавая льготные кредиты по линии государственных структур.
«Тем не менее, это погоды не делает. Не могу сказать точно, но через фонд, занимающийся льготным финансированием предпринимателей, проходит максимум сотни две миллионов манатов, а наша экономика давно перешагнула эти границы. У нас даже в сельское хозяйство подтягиваются десятки местных и зарубежных предпринимателей, желающих вкладывать почти столько же средств в приоритетную отрасль, становящуюся все более капиталоемкой, - говорит Р.Гулиев. - Наряду с сельским хозяйством развивается множеств направлений реальной экономики в сфере промышленности и производства. Скажем, один только цементный завод обходится как минимум в $35-40 млн.
Предприятия в сфере металлургии, которые оснащаются по последнему слову техники, отличаются высокой капиталоемкостью».
Возвращаясь к приоритетной сфере сельского хозяйства, отмечает ученый, емкость рынка для сельхозпродукции в нашей стране очень велика: «Мы до сих пор занимаемся импортом определенных сельскохозяйственных и продуктовых товаров, тогда как на уровне руководства страны поставлена задача импортозамещения и экспортной ориентированности национальной экономики. Отсюда следует, что те продукты, которые страна может производить, она выпускать обязана, предоставляя соответствующие условия предпринимателям, чтобы те могли наладить свое производство на территории нашей страны. А ведь это двойная выгода для Азербайджана, поскольку как результат мы получим обилие сельхозпродукции внутри страны, да и валюта не будет утекать за рубеж на покупку импорта».
Ввозить зарубежную продукцию фактически означает оплачивать налоги и прочие расходы и прибыли других государств. Зачем же это делать за рубежом, а не в своей стране? - вопрошает Р.Гулиев. Ситуация с высокими банковскими процентами касается и ориентированной на экспорт продукции, поскольку дорогие банковские кредиты не рассчитаны на развитие какого бы то ни было бизнеса.
О депозитах и ценных бумагах
В этой связи Р.Гулиев затронул ситуацию с депозитами. «Считаю, что проценты по банковским депозитам в Азербайджане выше, чем во всех остальных странах. В этой связи экономическому и финансовому блоку правительства следует разработать и представить главе государства план по снижению депозитных процентов в контексте удешевления кредитов финансовых структур до уровня не более 9-10%. Почему я затрагиваю этот вопрос? Нам на пленарном заседании докладывают, что 7 млрд манатов крутятся в банках вхолостую! С учетом инфляции, если в январе это было 7 млрд манатов, то в декабре сумма уменьшается на 2-2,5%. Эти деньги нужно пустить в рост - на развитие бизнеса, сельского хозяйства, создание компаний, закупку технологий, новых инфраструктур для развития предпринимательства», - рекомендует парламентарий.
Если приглядеться к опыту развитых стран, говорит экономист, то на Западе, особенно в Европе, превалируют нулевые ставки по депозитам, в среднем же проценты по вкладам не превышают 1-2,5%. Случается, что владельцы депозитов даже доплачивают банкам за то, что финансовые структуры хранят их деньги.
«В этом случае не происходит тезаврации - переход части финансовых средств в золото, ценные металлы. Для таких развивающихся стран, как Азербайджан, которые стремятся поднять темпы прироста экономики, пандемия - временная проблема. После завершения этого нелегкого периода следует быть готовыми к высокой скорости развития экономики. Нам невыгодна тезаврация, когда деньги переводятся в золото. Имеется в виду не государственная политика по созданию подушки безопасности, золотовалютных резервов, а когда население принимается скупать драгметаллы в надежде на их удорожание. То есть такие вложения будут приносить им больше пользы, нежели банковские вклады. Депозиты на уровне 5% будут выгодны населению. Кроме того, удешевление депозитов поможет снизить процентные ставки по банковским кредитам. Резюмируя сказанное, хочу сказать, что помимо банков необходимо задействовать небанковские кредитные организации. Речь идет об инвестициях, а не создании ломбардов и прочих паразитических отростков. Кроме того, необходимо развивать рынок ценных бумаг - как альтернативу депозитным счетам», - сказал ученый.
Судя по заявлениям авторитетных представителей отечественной банковской сферы, проблема действительно назрела. О том, что ставки по кредитам коммерческих банков не должны превышать 10%, официально заявил и председатель ЦБА Эльман Рустамов на заседании комитета Милли Меджлиса по экономической политике, промышленности и предпринимательству. По его мнению, если удастся сформировать процентные показатели, которые будут способствовать реальному росту, страна максимум через полгода сможет выйти на траекторию опережающего экономического развития после пандемии.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать