• четверг, 28 Марта, 22:33
  • Baku Баку 13°C

«Пока в Баку находятся Багдасаровы и Роксины, ничего хорошего этот народ не ждет» - Письмо гения (Фото)

07 марта 2021 | 17:10
«Пока в Баку находятся Багдасаровы и Роксины, ничего хорошего этот народ не ждет» - Письмо гения (Фото)
Как- то раз я услышала об одной странной истории - некий человек при жизни часто попадал под удары молнии, что, в итоге, стало причиной его гибели. После его смерти могила покойного продолжала страдать от разгула стихии… Это – физика, но события, произошедшие в жизни нашего героя, о котором я хочу сегодня рассказать, не имеют отношения к физическим явлениям, а являются историей, судьбой нации.
После его смерти все рукописи, чертежи, а также предметы быта исчезли из дома. Сохранилась только одна неизвестная запись: «Пока в Баку есть Багдасаровы и Роксины, этот народ ничего хорошего не ждет. Мир покинул еще один из вас».
Было еще одно письмо, адресованное другу, но об этом чуть позже.
В 1873 году в поселке Сарыторпаг бывшей столицы Ширваншахов Шамахы, в семье Герай бека и Тохфы ханым родился мальчик. Последыша назвали Зивер, что означает «украшение, драгоценность, красота, наряд». Его будущая профессия архитектора, автора прекрасных зданий, ставших украшением города, также содержала в себе этот смысл.
Судьба этого мальчика повторила историю его отечества. Судьбу Шамахы, неоднократно подвергавшегося вражеским нападениям, памятники архитектуры которого были разрушены армянами, а город опустошен в результате повторных землетрясений, ровно, как и страдающая душа нашего героя.
Зивер, проявляющий большой интерес и способность к музыке с детских лет, часто бывал в своем доме свидетелем бесед на тему архитектуры. В семье нередко обсуждался вопрос сохранения прежней архитектуры Шамахы во время строительных работ после землетрясения, состояния города до и после происшествия. Он не раз слышал имя архитектора Гасым бека Гаджибекова, внесшего ощутимый вклад в сохранение облика города. Все это вызывало в мальчике желание посвятить свою жизнь архитектуре. Ребенку хотелось своим умом и старанием внести лепту в дело сохранения лица родного города, а также в его строительство.
Так сложилась судьба, что в 1902 году, когда в результате землетрясения Шамахы сравнялся с землей, Зивер бек Ахмедбеков окончил Институт гражданских инженеров имени Николая I в Петербурге и вернулся в Баку.
Таким образом, ему посчастливилось принимать участие в восстановительных работах в Шамахы. Он стал главным архитектором города. Джума мечеть (743 год), являющаяся одним из памятников исламской архитектуры VIII века, была первой мечетью, построенной на Южном Кавказе. Ровесница Дамаскской Джума мечети, она вызывала восхищение своей неповторимой архитектурой.
Еще в 1847 году русский художник Гагарин сделал рисунок мечети. Зивер бек с большой любовью создал новый великолепный план полностью разрушенной в 1902 году после землетрясения в Шамахы Джума мечети, ставшим прекрасным образцом архитектуры. Во время погромов в Шамахы армяне живьем сжигали спрятавшихся в мечети азербайджанцев, в результате пушечного обстрела было разрушено 4 минарета, но, в целом, мечеть сохранилась.
Зивербек является автором многочисленным жилых зданий, построенных в Шамахы и Баку. Основной чертой, отличающей его от коллег, работающих в Азербайджане, являлась приверженность к синтезу европейской и азербайджанской национальной архитектуры. Он не был сторонником строительства в Баку и Шамахы зданий исключительно в европейском стиле. Зивербек считал, что каждый город и каждая страна должна иметь индивидуальный облик.
Он является архитектором «Родильного дома» в Баку (1910 год), «Детской больницы» (ныне Научно – исследовательский институт охраны материнства и детства, 1914- 1916), мечетей в Шамахы, Гейчае и Баку.
Венцом творения Зивер бека стала мечеть Тезе Пир. В 1883 году мусульмане Баку обратились с просьбой о строительстве мечети в городе Баку, недалеко от стен крепости Гала. Решение о строительстве было принято, но место под него выделено не там, где пожелали жители города а, в поселке Юхары Даглы, который по тем временам, считался окраиной города. Время шло, но работа по строительству не начиналась. Выяснилось, что причиной тому была нехватка средств.
В конце концов, расходы на строительство мечети взяла на себя благотворительница Набат ханым Ашурбекова и использовала средства, полученные в наследство от отца и мужа. Она также оплатила учебу Зивер бека, отправив его в этот раз в путешествие по странам Востока, чтобы он имел возможность глубже изучить восточную архитектуру и использовать этот стиль при строительстве мечети.
Зивер бек подготовил проект и представил на утверждение. По своему величию этот памятник должен был стать одним из самых великолепных строений восточной архитектуры. Он обозревался бы со всех сторон города и переливался разными красками, освещаемый яркими лучами солнца.
Когда управление по религиозным делам Бакинской губернии выдавало разрешение на строительство , Зивер беку было сделано предупреждение о том, что мечеть не должна быть выше « Золотой церкви», построенной неподалеку на средства Азербайджана. Зивер бек был вынужден изменить проект. Строительство здания, основание которого было заложено в 1905 году, было завершено в 1914 году. Мечеть Тезе Пир и сегодня является жемчужиной архитектуры Баку.
Следующим творением Зивер бека, в котором автор использовал некоторые элементы мечети Мекки, является мечеть Аждарбек. Мечеть была построена на средства сына Набат ханым Ашурбековой Аждар бека Ашурбекова.
Мечеть в поселке Амираджаны также выполнена Зивербеком Ахмедбековым и представляет собой жемчужину Востока.
Ахмедбеков также является автором комплекса памятников, воздвигнутых на Чемберекендском кладбище (ныне Аллея шехидов) в честь увековечения памяти азербайджанцев и турецких солдат, ставших шехидами во время освобождения от «Диктатуры Центрокаспия», состоящей из дашнаков и эсеров- меньшевиков.
В этом проекте, напоминающем шестиугольную тюрбу, были использованы жемчужины средневековой азербайджанской архитектуры. В период Азербайджанской Демократической Республики Зивер бек Ахмедбеков занимал должность главного архитектора города Баку. Как и все демократы, больше чем о собственном и семейном достатке, он думал о будущем Азербайджана и укреплении его государственности.
Он не был одним из богатых представителей Азербайджана. Богатство бека составляли построенный по его проекту дом в Чемберекенде и хранящиеся в нем книги по архитектуре, небольшие подаренные, или привезенные из разных уголков мира статуэтки и гравюры.
Супруга - Шовкет ханым была против того, что муж круглые сутки посвящал стенам зданий Баку и Шамахы. Она считала, что богатство главного архитектора города Баку должно состоять из других вещей.
Зивер бек не мог смириться с правлением в Азербайджане «Шаумянов» и их посягательством на права азербайджанского народа и государственность после оккупации большевиками в 1920 году. Он часто подвергался критике за свои частые визиты в Германию и Францию. Большевистское государство не могло ему простить приверженность демократии. Зивер бек это понимал. Он знал, что впереди его ждет ссылка, или расстрел. Он предпочел добровольный уход из жизни, чем войти в историю страны «врагом народа», оказавшимся во вражеских руках и подвергнутым тяжким обвинениям.
Зивер бек Ахмедбеков покончил собой в 1925 году в собственном доме. Вернее, он был вынужден это сделать. Возможно, он был убит, а совершенное преступление – замаскировано под суицид, кто знает…
Время было темное, а сотворившие эту тьму, к тому же, решили вопрос первоисточников, поэтому осветить эту тему пока не представляется возможным.
Зивер бека Ахмедбекова похоронили на кладбище в Чемберекенде, недалеко от собственного дома. В 1931 году по решению правительства это кладбище будет ликвидировано, а владельцам могил дан совет провести перезахоронение. На том месте будет разбит пар, и воздвигнут памятник С. М. Кирову…..
В следующий раз на месте старых могил была создана Аллея почетного захоронения. И над могилой, достойной Аллеи почетного захоронения и смешавшейся с землей, были похоронены лидеры коммунистической партии…
В 1967 году дом Зивер бека Ахмедбекова был снесен и на его месте проведена дорога. Академик Гусейнов написал на документе о сносе – «этот дом является музеем и должен охраняться законом».
После смерти архитектора его жена Шовкет вышла замуж за богатого человека и уехала за рубеж. Единственную дочь Фирангиз вырастила тетя. Там же родился его внук. После сноса дома они покинули Баку. Спустя годы это самый внук приехал в родной город для участия на церемонии открытия памятника деду.
В 2011 году напротив метро «Низами» был установлен памятник Зивер беку.
Все рукописи, чертежи, предметы быта, все, что было в доме, исчезло. Осталось только это письмо: «Пока в Баку находятся Багдасаровы и Роксины, ничего хорошего этот народ не ждет. Из жизни ушел еще один из вас».
Как мы подчеркнули в начале нашего рассказа, после смерти автора в доме было обнаружено еще одно письмо. В 1903 году Зивер бек написал своему студенческому товарищу из Петербурга: «Одним из важных показателей исторического развития народа является формирование его строительной культуры. Сохранение памятников архитектуры в плачевном состоянии означает, прежде всего, уничтожение материальной культуры народа. Суть исторического, морального и патриотического восстановления состоит в том, что оно дает возможность сохранить оставшиеся нам в наследство исторические памятники, и, напоминая о них народу, обеспечить его близость с вечным искусством».
banner

Советуем почитать