• четверг, 25 Апреля, 20:53
  • Baku Баку 21°C

Приемлемый результат

05 мая 2021 | 15:55
Приемлемый результат

ЭКОНОМИКА
Несмотря на прогнозы мировых финансовых институтов о подвижках в отечественной кредитно-финансовой сфере, отрицательное воздействие пандемии все еще сказывается на показателях азербайджанских банков.
«Банковский сектор Азербайджана обладает значительными буферами капитала и ликвидности, объемы проблемных кредитов сокращаются», - говорится в мартовском отчете Международного валютного фонда (МВФ). При этом отмечается, что пока неясно, как пандемия COVID-19 и связанные с ней экономические потрясения повлияют на качество банковских кредитов в будущем, однако во время пандемии большинство кредитов были реструктурированы, и их показатель в ближайшие годы остается неопределенным, считают в этой структуре.
Сумма просроченных кредитов в Азербайджане на 1 апреля текущего года составила 918,2 млн манатов. По данным Центробанка, это на 0,1% больше по сравнению с показателем на 1 марта. В свете текущих событий по итогам первого квартала сего года произошли негативные изменения по ряду ведущих показателей банковского сектора. За отчетное время сумма проблемных кредитов продолжила расти, сказал корреспонденту газеты «Каспiй» депутат Милли Меджлиса, эксперт Вугар Байрамов.
По его словам, сумма просроченных кредитов в сравнении с последним месяцем прошлого года составила по итогам первого квартала плюс 25 млн манатов, что вполне соответствует финансовой активности большей части молодежи, предпочитающей брать дорогую оргтехнику и мобильные телефоны.
В этот период произошло также уменьшение вкладов. По данным главного банка страны, депозиты физических лиц в марте этого года уменьшились на 232 млн манатов по сравнению с предыдущим месяцем.
«Официальные данные подтверждают необходимость углубления реформ в банковском секторе. Усиливая конкуренцию в банковском секторе, Центральный банк может снизить ставки по кредитам и укрепить баланс между депозитной и кредитной политикой. И это поможет привлечь пассивные средства в банки, облегчив тем самым условия кредитования, - заметил он. - В то же время существует необходимость в расширении мер по либерализации валютного рынка».
В свою очередь эксперт-экономист Самир Алиев сказал в беседе с нами, что минувший год оказался сложным для банковского сектора и прочих направлений отечественной экономики. С одной стороны, на протяжении всего года ограничительные меры в связи с пандемией COVID-19 минимизировали экономическую активность, а с другой - объявление чрезвычайного положения на фоне 44-дневной войны не прошло незамеченным для банковской сферы страны. В результате, говорит он, вклад банков в экономику еще более ограничился, а доступ к банковским ресурсам затруднился из-за снижения доходов.
«Наиболее памятным событием прошлого года стало банкротство сразу четырех банков, - продолжил он. – В результате этого в стране осталось 26 банков, и хотя банкротство четырех финансовых структур совпало по времени с пандемией, на самом же деле корень проблемы кроется в резкой девальвации шестилетней давности, от которой пострадал банковский сектор в целом и около трети банков были вынуждены покинуть рынок. Попытки некоторых банков удержаться на плаву в течение пяти лет после девальвации провалились.
Заявления Центробанка показали, что совокупный капитал всех четырех банков упал не только ниже установленной регулятором минимальной нормы в 50 млн манатов, но даже оказался в отрицательной зоне. Проблема осталась нерешенной и в постдевальвационный период, и в этом виднеются погрешности работы Палаты надзора над финансовыми рынками».
Однако новый регулятор в лице теперь уже Центробанка нацелен на укрепление банковского сектора после того, как в ноябре позапрошлого года к нему вернулись упомянутые полномочия.
«Решение о закрытии банков было отложено из-за невозможности продления действия Закона о полном страховании вкладов в результате досрочных парламентских выборов. Так как из-за того, что действие этого закона не было продлено, большинство вкладчиков остались без компенсации. После формирования нового парламента в марте действие закона было продлено еще на девять месяцев, а в апреле были закрыты четыре банка. С этой точки зрения трудно связать решение о закрытии четырех банков с последствиями пандемии.
В то же время сложно не заметить влияние пандемии на банковский сектор. Официальная статистика и банковские отчеты показывают, что банковский сектор, только что оправившийся от последствий девальвации, столкнулся на этот раз с новыми проблемами. Тот факт, что положительная динамика, наблюдаемая в банковском секторе в 2018-2019 годах, развернулась к негативной тенденции в минувшем году, подтверждают эту гипотезу», - заметил он.
Вникая в детали, прошлый год принес нашим банкам и немало позитивных моментов, заметил С.Алиев. Скажем, капитал банков увеличился на 2,5%, филиальные сети умножились с 439 до 455 единиц, а число банковских сотрудников возросло с 18 391 до 18 708 человек и так далее.
«Конечно же, приятно видеть связанные с деятельностью финансовых структур позитивные тенденции. Однако анализ показывает, что в отдельных случаях упомянутые тенденции обусловлены государственной поддержкой. Например, отмечается, что чистая прибыль банков увеличилась на 5,8% по сравнению с прошлым годом. Однако за этот период чистая прибыль увеличилась только у 7 банков, и только один банк смог сократить убытки. В то же время по 18 банкам сей показатель уменьшился. Рост в этом плане произошел за счет значительного уменьшения специальных резервов, создаваемых для покрытия возможных потерь по активам. Ведь по сравнению с позапрошлым годом операционная прибыль банков снизилась на 5,3%. Уменьшение специальных резервов связано с относительным ослаблением требований к реструктуризации кредитов и классификации активов в результате реализации плана государственной поддержки», - говорит специалист.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать