• пятница, 29 Марта, 00:45
  • Baku Баку 7°C

Диверсификации - быть

13 декабря 2014 | 12:20
Диверсификации - быть

Казалось бы, не прошло и трех месяцев со дня закладки строительства Южного газового коридора, а Еврокомиссия официально объявила о его приоритете в плане диверсификации поставок голубого топлива потребителям Старого Света.
Формальным поводом стал оглашенный руководством России отказ от реализации «Южного потока».
Всем понятно, что Москва при ином раскладе ни за что не отказалась бы от газовых намерений, но ее Минфину сейчас не до многомиллиардных расходов на перспективу - хорошо бы уложиться в текущую смету на фоне хиреющей биржевой торговли «черным золотом». Кроме того, иезуиты буквально вынудили Кремль отказаться от детища, поскольку так и не было получено разрешение от Болгарии - ключевой страны.
Правда, Путин во время недавнего визита в Анкару говорил о перенаправлении трубопроводных систем на другие рынки, в том числе Турцию, при этом он не смог скрыть досады, добавив, что отказ Москвы от сотрудничества в этой нише «не соответствует экономическим интересам Европы и наносит ущерб, но таков выбор наших друзей - ведь они, в конце концов, покупатели». А про Болгарию и вовсе сказал, что она, в силу деструктивной позиции, будет ежегодно терять минимум по 400 млн. евро.
Секрет полишинеля
Примерно об этом, но другими словами говорил на недавнем заседании Совета ЕС на уровне министров энергетики вице-президент Комиссии по делам энергетического союза Марош Шефчович. Сообщив, что первый газ по коридору из Каспийского региона поступит в пункт назначения к началу 2019 года, он подтвердил для присутствующих заверения руководства Азербайджана и Турции в приверженности реализации проектов в рамках Южного коридора. При этом Марош Шефчович слегка преувеличил, заявив, что упомянутый вариант - исключительно европейская концепция доставки газа (американская политическая воля и желание закаспийских государств заработать - фигура умолчания), основанная на системе локальных газопроводов, которые должны обеспечить газовые поставки в страны ЕС из региона Каспийского моря в обход России.
Проект, стартовавший в 2009 году, долгое время был в тени Трансадриатического газопровода, нашумевшего в свое время, но фактически провалившегося «Набукко» и так называемого «Белого потока» (Грузия - Украина - ЕС). Важным элементом функционирования Южного газового коридора должен стать Транскаспийский газопровод. Политики специально распыляют возможности проекта, умышленно называя в качестве потенциальных партнеров Азербайджан, Туркменистан и Казахстан с Турцией и Грузией, а также Иран, Узбекистан, Ирак и даже Египет. Однако малоразрешимые геополитические проблемы пока никто не отменял, потому они остаются одним из серьезных препятствий для инвестиционной привлекательности всей системы.
Чтобы подсластить пилюлю странам Восточной Европы, потерявшим шанс на доставку продукции Газпрома, Шевчович затронул необходимость упрощения политических и бюрократических проблем при прокладке коридора, а также оказания содействия в решении этих проблем между его участниками за пределами Евросоюза.
Слезная просьба
Представители семи стран (Австрия, Болгария, Хорватия, Греция, Италия, Румыния и Словения), присутствовавшие на упомянутом заседании, упросили-таки Шевчовича обсудить с российской стороной ситуацию с «Южным потоком» и уточнить статус проекта, поскольку даже заявление Путина не есть официальный документ. Обычно при контрактах на программы глобальной значимости оговариваются обязательства сторон и последствия за их невыполнение, и если читатель обратил внимание, и Москва, и Брюссель выразили сожаление по поводу отказа противной стороны от реализации проекта. Для тех, кто не владеет ситуацией, - такие заявления делаются всегда, в расчете на перспективу судебного разбирательства. Тут у европейцев карты покруче - любой международный суд примет их сторону, несмотря на формальную правоту оппонента.
Ясное дело, «семерка» четко представляет возможности Еврокомиссии, поэтому в тот же день договорились с ее руководством о льготах при строительстве СПГ-терминалов с соответствующими трубопроводными системами при подключении к Южному газовому коридору и даже при будущей разработке шельфовых месторождений Черного и Средиземного морей. На всякий случай было принято и политическое заявление о необходимости улучшать взаимоотношения в регионе, в частности «между Болгарией и соседними странами».
Не только Евросоюз
Ситуация с «Южным потоком» настолько щепетильна, что является предметом обсуждения не только в рамках Еврокомисии, но и в формате переговоров между главами правительств Чехии, Венгрии, Словакии и Польши. Одно из них прошло довольно бурно накануне в Братиславе, где наиболее пострадавший премьер Венгрии Виктор Орбан (эта страна почти на 100% зависит от российского газа) сразу после встречи заявил, что фактическое бездействие относительно диверсификации поставок газа и нефти было «огромной стратегической ошибкой не только для Венгрии, но и для всего ЕС».
Болгария также пытается подстраховаться на случай конфликтов с Москвой. Поэтому нынешний глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер после встречи с премьер-министром этой страны Бойко Борисовым вынужден был успокоить его заявлением о преодолимости всех проблем, связанных с проектом. При этом ключевая фраза была с намеком на возможность реализации «Южного потока». Он пообещал принять все необходимые меры, чтобы убедиться, что отношения с Россией улучшаются. «Но это зависит не только от воли Евросоюза и Еврокомиссии. Танго танцуют вдвоем», - шаблонно заявил глава Еврокомиссии.
Неужели конец?
Похоже, пострадавшим членам ЕС, вовлеченным в газпромовский проект, доступно разъяснили выгоды, поскольку они решили не уговаривать Кремль вернуться к этому проекту, а саму идею пустили в свободное плавание - до лучших времен. Это тем более вероятно, что «пасынкам Евросоюза» пообещала поддержку ФРГ в лице вице-канцлера Зигмара Габриэля, озвучившего надежду, что после урегулирования напряженных российско-украинских отношений строительство «Южного потока» возобновится. Заместитель министра экономического развития и энергетики Италии Клаудио де Винченти тоже в своем выступлении отметил, что «если Россия передумает, стороны могут вернуться к переговорам».
Наиболее оптимистична братская России Сербия, а ее премьер Александр Вучич даже взялся самостоятельно обсуждать тонущий проект с Дмитрием Медведевым, заявив, что новость о закрытии проекта была воспринята в Сербии с огромным сожалением.
Пациент скорее мертв
Между тем «семерка» пострадавших, несмотря на сожаления по поводу безвременной утраты, создала совместную с Еврокомиссией рабочую группу для «облегчения развития» трансграничных проектов газовой инфраструктуры. И первой задачей группы станет разработка плана действий по интеграции энергетических рынков Центральной и Юго-Восточной Европы. Стоит отметить, что в договоренности нет даже упоминания о том, что эти страны получат компенсацию (в деньгах или топливом). Но это их проблемы.
Для нас важно, что Южный газовый коридор признан стратегическим глобальным проектом, который играет важную роль для экономического развития такого крупного региона, как Юго-Восточная Европа. Успех проекта даст не только нашему обществу, но и всем участникам большой геополитической игры возможность дальнейшего политического и экономического сотрудничества в области энергобезопасности не только со странами Каспийского и Черноморского регионов, но даже со странами Средиземноморья, что доказано и исследованиями.
Еще 20 сентября этого года, выступая на церемонии закладки строительства, Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что руководимое им государство не только стабильно обеспечивает собственную энергетическую безо­пасность, но и безопасность всего региона. Так что без преувеличения можно сказать, что именно азербайджанские топливно-энергетические проекты и впредь будут лидерами в этом сегменте.
Фидан САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать