• пятница, 29 Марта, 19:26
  • Baku Баку 14°C

Испытание на прочность

27 января 2015 | 11:59
Испытание на прочность

АНАЛИТИКА
Завершается первый «экзаменационный» месяц для нового цикла, образца 2015 года, азербайджанской экономики, в очередной раз вошедшей в полосу падения цен на «черное золото». Хотя нет, - последний глобальный финансовый кризис прокатился по миру в начале 2009-го, и с тех пор не останавливался. Скептики и в ту пору предрекали стагнацию, рецессию и вообще худшие прогнозы, какие только возможны, для отечественной экономики. Но ничего, - она не только справилась с региональными и глобальными вызовами, но и позволила стране стать донором многих проектов мирового масштаба.
Неотъемлемая часть глобализации
Прошлогодние процессы, повлиявшие на мировой экономический тренд, лежали, скорее, в политической, нежели в финансовой и прочих практических сферах. Тут и ближневосточный узел, и украинский конфликт, и разборки внутри Евросоюза, и взаимоотношения США с бывшими ближайшими союзниками, неохотно входящими в так называемую антитеррористическую коалицию, и много чего еще, повлиявшего на нужду ведущих потребителей в энергоносителях. Так что падение темпов развития было вполне ожидаемым.
По большому счету, наша страна вышла с честью из ситуации за счет последовательных экономических реформ, дальновидной нефтяной стратегии («превратим нефтяной капитал в человеческий») и созданной солидной даже по европейским меркам финансовой подушки безопасности, что создало возможность адекватного ответа на глобальные экономические вызовы.
В прошлом году Международный валютный фонд дважды менял прогноз глобального роста в сторону понижения, а в итоге эта цифра была на уровне 3,3%, что на 5% ниже иных лет. Поскольку Азербайджан тесно интегрирован в мировую экономику и является важной составной ее частью (внешнеторговый оборот по товарам и услугам составляет три четверти - до 76% ВВП), что есть показатель открытости страны внешнему рынку. Кстати, только с 2005 по 2015 год объем внешнеторгового оборота по товарам и услугам увеличился в 7 раз, достигнув 54 млрд. долларов. В прошлом году профицит текущего счета платежного баланса нашей страны составил примерно 11 млрд. долларов с небольшим за счет превышения объема экспорта над импортом в 2,6 раза.
Кстати, о снижении уровня импорта на пятую часть - позитивный процесс связан с ростом уровня самообеспечения страны по многим показателям, в частности, по продовольственной программе. Как следствие, увеличились стратегические валютные запасы страны, достигшие 70% ВВП, что позволило Азербайджану по этому показателю попасть в первую двадцатку в мире, стратегические же запасы в 8 раз превысили внешний государственный долг и уже опережают трехгодовой импорт товаров и услуг. Кстати, совокупные внешние активы страны превышают ее обязательства в 2,7 раза, что еще больше повысило международную кредиторскую позицию страны.
Рост по всем показателям
Наиболее важным показателем экономического роста стал вектор на развитие ненефтяного сектора, увеличившегося только за год на 7%. Примечательно, что с конца 2008 года, когда начался мировой экономический и финансовый кризис, национальная экономика выросла на 27% при росте ненефтяного ее сегмента на 55%. Насчет макроэкономической стабильности - абсолютный уровень годовой инфляции составил 1,4%, что является нижним пределом последнего десятилетия. Более того, это примерно на 5% ниже уровня инфляции в странах, являющихся основными торговыми партнерами, что привносит в экономику Азербайджана известные конкурентные преимущества в международной торговле.
Между прочим, в прошлом году азербайджанский манат также выстоял шквал атак, хотя в ряде стран СНГ под влиянием внешних и внутренних факторов произошел валютный кризис, в результате чего их национальные валюты подверглись серьезной девальвации. Российский рубль подешевел на 80%, украинская гривна - на 90%, казахский тэнге - на 19%, туркменский манат - на 22%, белорусский рубль - на 17%. Даже лира - валюта братской Турции подешевела на 8%.
Действительно, в минувшем году присутствовал фактор внешнего прессинга в виде падения цен на некоторые биржевые продукты, в том числе на энергоносители. Имел серьезное влияние на глобальную экономику и фактор геополитических волатильностей, что не могло не сказаться на местном финансовом рынке. Однако факты говорят за то, что в течение прошлого года были достигнуты достаточно серьезные и количественные, и качественные результаты в этом сегменте, что тоже заслуга руководства страны, принявшего в 2011 году Государственную программу развития рынка ценных бумаг, что позволило осуществлять последовательные меры по реформированию всех основных аспектов рынка капитала, и, как результат, к началу этого года иметь серьезные качественные изменения.
Для кого-то это несущественно, но в прошлом году начала функционировать платформа торговли деривативными (производными) финансовыми инструментами, для чего были утверждены правовые основания, операционная платформа, укрепление потенциала. С 21 июля по 31 декабря объем операций по товарно-сырьевым деривативам и деривативам в иностранной валюте достиг 4,3 млрд. манатов (треть общего объема сделок на рынке ценных бумаг), а ведь несколько лет назад весь госбюджет измерялся этой суммой.
Так что, говоря о финансовом рынке, можно смело сказать, что особых опасностей ему не грозит благодаря законодательной и практической устойчивости. Резерв институциональной прочности и накопленный опыт противодействия трем серьезным глобальным кризисам в короткой истории государственной независимости плюс кадровый ресурс позволят устоять и перед новыми вызовами.
Несмотря ни на что
Возможно, мировая экономика находится в преддверии революционных перемен, но несмотря ни на что она просто обязана в течение нескольких предстоящих десятилетий базироваться на энергоресурсах. В этом плане Азербайджан уникален по своим возможностям, да и Аллах его, как говорится, любит.
Начиная с июня и до конца декабря 2014 года потери в сфере поступлений от экспорта нефти году только в странах-членах Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива достигли примерно 300 млрд. долларов США (21% ВВП), плюс еще полторы сотни миллиардов в других странах. По ожиданиям Международного валютного фонда (МВФ), потери Азербайджана от падения цен на нефть в этом году могут составить около 15% ВВП и 30% экспорта. По оценкам правительства Азербайджана и специалистов SOCAR, если средняя мировая цена на нефть в течение года будет на уровне 60 долларов (в госбюджете заложено 90) за баррель, то потери Государственной нефтяной компании от разницы составят 400 млн. манатов плюс 3 млрд. долларов сокращения активов Государственного нефтяного фонда Азербайджана. Но этого, скорее, не случится, поскольку цены на «черное золото» уже начали тихий, но последовательный рост.
Есть, конечно, пессимисты в лице рейтингового агентства Fitch Ratings, которые пересмотрели допущение биржевых котировок в базовом сценарии на 2015 год до уровня «стресса»: 50 долларов за баррель нефти марки West Texas Intermediate (WTI), а также 55 долларов за баррель отечественной нефти марки Brent. Примерно таковы оценки гендиректора корпорации bp Роберта Дадли, который ожидает, что мировые цены на нефть будут находиться на уровне 50-60 долларов за баррель в ближайшие три года.
Азербайджан привык жить в условиях качелей, разгоняющих цены на нефть вверх-вниз. Для этого есть несколько методов, в том числе режим относительной экономии при умеренных доходах. Понятно, что на данном этапе буферные резервы позволят нам избежать резкого сокращения государственных расходов, но при усилении контроля над ними. Однако если вспомнить выступление Президента Азербайджана Ильхама Алиева на заседании Кабинета министров по итогам социально-экономического развития страны в минувшем году, было указано на то, что страна не собирается отказываться от финансирования важных социальных программ, от поддержки крупнейших региональных проектов, в том числе Южного газового коридора и железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс. При этом правительство Азербайджана не торопится с пересмотром бюджетных прогнозов с учетом более реальной цены на нефть, что предстоит в мае-июне.
Подоспевшая диверсификация
Более того, у Азербайджана есть еще одно «тайное оружие» - диверсификация стратегических активов. В данное время чуть не весь мир выстроился для вкладов в экономику быстроразвивающегося Китая, и мы не исключение в ряду желающих выйти на «безразмерный» рынок посредством инвестиций и национальной валюты Поднебесной, а также через рынок государственных ценных бумаг этой страны. Эти вложения составят ни много ни мало 1 млрд. долларов - по половине на Центробанк и Госнефтефонд Азербайджана. И китайское направление может быть началом для развития деятельности Азербайджана на азиатских рынках. Само существование Государственного нефтяного фонда является своего рода буфером между изменчивостью цен на энергоносители и государственным бюджетом.
Какой бы ни была цена на нефть и каким бы ни был обменный курс маната по отношению к доллару, государственный бюджет получит средства на ежегодной основе. Азербайджан научен принимать все удары мировых кризисов на свой баланс, будучи хорошо подготовленным к изменчивости цен на энергоносители.
Ульви ЯГУБОГЛУ
Статья публикуется в рамках проекта Фонда государственной поддержки развития СМИ при Президенте Азербайджанской Республики
banner

Советуем почитать