• пятница, 29 Марта, 14:22
  • Baku Баку 14°C

На пути к солнцу и ветру

01 декабря 2015 | 14:39
На пути к солнцу и ветру

АСПЕКТ
В предыдущем выпуске из интервью газете «Каспiй» руководителя Государственного агентства по альтернативным и возобновляемым источникам энергии Акима Бадалова читатели узнали о беспрецедентной истории первых шагов и появлении наукоемких технологий, привязанных к освоению космического потенциала СССР, когда Азербайджан стоял у самых истоков советской альтернативной энергетики, получившей второе дыхание спустя два десятилетия. Одним из ключевых вопросов беседы был также вопрос тарифов и государственных дотаций для частного сектора, принципиально привязанный к перспективам привлечения частных инвестиций.
Отечественная модель развития является самодостаточным и комплексным подходом к освоению альтернативных и возобновляемых источников, она учитывает опыт ведущих в этой области стран, сцеживая квинтэссенцию научной мысли, технического подхода и государственного регулирования. «При этом наша страна отнюдь не собирается идти на поводу той же Германии и прочих государств, пытающихся учить Азербайджан собственному подходу к развитию альтернативной энергетики», - сказал в беседе с нами глава Госагентства по альтернативным и возобновляемым источникам энергии Аким Бадалов.
Мы пойдем своим путем
Здесь стоит отметить, что федеральные власти Германии - мирового лидера «зеленой энергетики», в последние годы вкладывают в программы энергосбережения и проекты в сфере альтернативной энергетики более 1 млрд евро. Но при этом ставка делается на участие в этих проектах частного капитала. Частный бизнес инвестировал в развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) более 10 млрд евро. К тому же, благодаря развитию альтернативной энергетики в последние годы в Германии создано более 300 тысяч новых рабочих мест. В Азербайджане эта сфера остается на полном попечении государства (за исключением незначительной части альтернативных электростанций, приватизированных в 90-х гг. прошлого века). От подхода к этому вопросу зависит дальнейшая судьба отрасли - будет она целиком и полностью зависеть от государства, или же, наконец, начнет учиться делать самостоятельные шаги, считает глава Госагентства, признавая, что сегодняшние тарифы не способны стимулировать частный бизнес:
- Существующие тарифы не способны окупить затраты, скажем, строительства частной гидроэлектростанции даже за 50 лет. Мы обдумываем систему гибких тарифов. Это непростая задача, ведь к решению вопроса нужно подходить с учетом себестоимости производимой электроэнергии. Надо понимать, что действующие в Азербайджане альтернативные станции, строящиеся в среднем за $5-10 млн, были приватизированы в среднем за $100 тысяч, что почти за бесценок. Их владельцы не привносят ничего нового, не создают рабочие места, они обходятся тем, что обслуживают эти станции, получая дешевую электроэнергию.
- Получается, что при подходе к новой системе тарифов требуется четкое деление на приватизаторов и инвесторов?
- Затраты приватизатора в нашей гидроэнергетике узко ограничены обслуживанием станции. Проще говоря, он не платит за газ или мазут, река приводит в движение генератор и вырабатывается энергия. Дорого стоит строительство с нуля новых объектов, потому именно здесь нужны государственные дотации и поддержка, а также выгодные «зеленые» тарифы, окупающие расходы инвестора и себестоимость вырабатываемой энергии. Наше агентство разрабатывает гибкую тарифную сетку, не просто учитывающую все эти реалии, но дальнейшие перспективы развития отрасли. Помимо финансовой стороны проектов в гидроэнергетике, большое внимание мы уделяем экологической безопасности, обязательно согласовывая проекты с Министерством экологии и природных ресурсов и профильными институтами Национальной академии наук (НАНА) Азербайджана. Там, где речь идет о воде - источнике жизни, нужен особенно трепетный подход к экосистеме и уверенность в том, что проект электростанции не станет губительным для флоры и фауны рек. С этой точки зрения в приоритете проточные генераторы, безвредные для водной жизни. К примеру, в настоящее время Госагентство работает над масштабным проектом на острове Пираллахи, где ветряная станция займет морскую платформу, объединяющую эстакады. Мнение экологов по этому проекту представляется нам бесконечно важным в аспекте влияния ветровых установок со своим шумовым эффектом на птиц. Кстати, полученный накануне по этому поводу ответ из Института зоологии НАНА буквально поражает разнообразием пернатых, пролетающих через нашу страну и остающихся здесь зимовать. Это уникальное биоразнообразие приоритетно перед самым амбициозным и грандиозным проектом, потому ни одно технологическое решение не может претендовать на жизнь без доказательства его безопасности для жизни.
- Логично предположить, что экологические предпосылки являются одним из важных моментов реализации проектов в альтернативной энергетике. Но вернемся к вопросу о Государственной программе и состоянии частного сектора - все ли станции приватизированы и как обстоит ситуация с ветряными электростанциями, отстроенными на частные инвестиции?
- Наличие Госпрограммы говорит о серьезном подходе к этой отрасли, к четкому пониманию: что мы хотим делать? Какими средствами и где будут достигаться эти цели? Четкий ответ на эти вопросы особенно значим в условиях нефтедобывающей страны, где почти всегда возникает вопрос о целесообразности затрат на альтернативную энергетику. В плоскости такого подхода и своего младенческого «возраста», эта отрасль подобна ребенку, нуждающемуся в материнской опеке. Согласитесь, что хорошая мать не оставит дитя на произвол судьбы, но постарается вырастить и воспитать. Аналогичен подход государства к сфере альтернативной энергетики - на данном этапе ее нужно поставить на ноги, вырастить до состояния, когда эта отрасль будет приносить пользу стране. Собственно для этой цели была создана наша структура.
Что касается роли и перспектив частного сектора молодой отрасли, эти вопросы сегодня пристально изучаются. В отличие от гидроэнергетики, в Азербайджане имеются частные ветряные электростанции, наподобие ветровой 50-мегаватной станции в Ени Яшма, отстроенные зарубежными, преимущественно немецкими, компаниями. Как и во всем мире, первые шаги в этом направлении сделал у нас частный сектор, однако сегодня владельцы стремятся национализировать эти объекты, за исключением ветряной электростанции в Хырдалане, отстроенной здесь испанцами. Эту станцию можно считать единственным успешным проектом, кстати, реализованным с соблюдением всех норм и нацеленным на частичное покрытие собственных нужд хозяйственных субъектов.
- Вы часто говорите об оборотной стороне чрезмерной государственной опеки частного бизнеса на примере Германии. И это справедливо, ведь на ошибках учатся. Какие ошибки постарается не допускать Азербайджан?
- На наш взгляд, Германия и другие страны, чрезмерно дотирующие частный бизнес государственными гарантиями и выгодными тарифами, не учли классический аспект: при 300% прибыли нет такого преступления, на которое бы не пошел капиталист хоть под страхом виселицы. Недопустимо рассматривать лишь полезные перспективы государственной поддержки, опуская побочные последствия и откровенный вред необдуманно-лояльных финансовых уступок. Под соусом «энергетического поворота», полного перехода на альтернативные источники и ВИЭ в этой стране приняли систему «зеленых» тарифов и соблазнительных государственных гарантий. Начался шквальный поток желающих получить легкие деньги, но самое печальное, под солнечные электростанции в Германии были освоены сотни тысяч гектаров сельхозугодий. Сельское хозяйство оказалось не выгодно в условиях десятикратной выгоды от солнечных установок. В итоге, испугавшись перспективы уничтожения сельского хозяйства, правительство резко пошло на попятную, сократив тарифы с 50-ти до 30 евроцентов, немногим позже - до 20 евроцентов, остановившись на 16. В результате многим странам, и Азербайджану в том числе, пришлось отказаться от планов строительства собственных станций в Германии.
Правительство не могло отказаться от обязательств по существующим контрактам, но сокращение тарифов подавило безудержный поток желающих. Достаточно сказать, что сюда ринулся Китай. Словом, упомянутый путь развития альтернативной энергетики привел к закономерному исходу. Правда и то, что мощная немецкая экономика позволяет ей оплачивать массу заключенных контрактов под 20-25-летние государственные гарантии. В ходе встреч с немецкой стороной я акцентировал внимание на том, что мы пойдем другим путем - не будем строить станции на сто, двести и тысячу мегаватт. Нам также важен рациональный подход к размещению этих объектов поблизости с инфраструктурой, населенными пунктами и непосредственными потребителями энергии.
По данным нашего собеседника, Госагентство по альтернативной энергетике и ВИЭ работает в направлении поиска менее затратных путей реализации проектов этой отрасли. Азербайджан ни в коем случае не повторит печальную судьбу Греции, Португалии, Испании и Италии, позволивших затянуть на собственной шее петлю кредитов под дорогостоящие проекты.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать