• вторник, 16 Апреля, 09:27
  • Baku Баку 14°C

Доллар атакует

22 декабря 2015 | 12:40
Доллар атакует

ФИНАНСЫ
Центральный банк Азербайджана перешел на плавающий курс маната. Когда верстался номер, официальный курс доллара США и евро по отношению к национальной валюте был на уровне 1,55 и 1,685, соответственно.
Пространное, но запоздалое сообщение главного регулятора было в том духе, что решение принято с учетом усиления долгосрочных шоков в зарубежной экономике для уравновешивания платежного баланса, сохранения валютных резервов в стране хотя бы на критическом уровне и обеспечения конкурентоспособности национальной экономики на международной арене.
Повторение февральского сценария
Ровно десять месяцев назад в №34 (257) газета «Каспiй» на фоне бравурных заявлений главы Центробанка Эльмана Рустамова опубликовала статью «Не дождетесь!» о том, что национальной валюте нипочем экономический кризис, поскольку страна располагает надежной финансовой «подушкой» в виде золотовалютных резервов. В тот же день случился шок - 21 февраля была объявлена «мягкая» девальвация.
Люди спрашивали у редакции, в частности, у автора статьи, как же так - ведь главный банкир обязан был проинформировать общественность, как минимум, в расчете на вкладчиков, о падении курса на 34,5%. Тогда, по официальным расчетам, примерно две трети вкладов были на манатных счетах, что вызвало панику и ажиотаж. Итог неутешителен - этот показатель с точностью до наоборот стал в пользу доллара и евро - по состоянию на вчерашний день до 70% вкладов были в этих видах конвертируемых валют. Не хотелось бы «каркать», но, похоже, к новому году все, даже самые мелкие, вкладчики переведут свои счета в инвалюту на волне ажиотажа.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев 24 февраля при ознакомлении с работами по реконструкции, проведенными в Мингячевирской городской центральной больнице, выразил свое отношение к тому, что как только в курс маната было внесено некоторое изменение, люди стали в массовом порядке скупать доллары в пунктах обмена валюты. Речь шла о некоторых спекулянтах, воспользовавшихся ситуацией, чтобы необоснованно нажиться.
«И тогда валютные резервы Центробанка стали сокращаться, ежедневно на рынке закупалось минимум $500 млн. Решение удешевить манат привело к тому, что манат снизился до прежнего уровня. Всем соответствующим структурам дано указание не допускать искусственного завышения цен. Проводится мониторинг, в отношении желающих искусственно завысить цены будут приняты очень строгие меры наказания», - сказал тогда глава государства с целью недопущения злоупотреблений ситуацией.
Оценивая объективно
Теперь курс маната будет формироваться в соответствии не с решениями Центробанка, а с фундаментальными факторами, определяющими соотношение спроса и предложения на валютном рынке. В то же время, главный регулятор финансовых потоков проведет комплексные меры для обеспечения безопасности вкладов населения и других депозитов, совершенствования системы страхования вкладов, усиления финансовой устойчивости, ликвидной позиции и капитала банков.
Сложные процессы в глобальной экономике, последние решения ведущих банков мира, повышение спроса на рынке энергоносителей, ослабление экономического роста в крупных странах, являющихся основными производителями нефти, а также глобальные факторы привели к снижению стоимости нефти с июня 2014 года более чем втрое. Эти процессы комплексно повлияли на нашу страну, тесно интегрированную в глобальные структуры, в результате резко сократились положительное сальдо зарубежной торговли и валютные поступления в страну. Все это до сих пор оказывает серьезное давление на курс маната и валютный рынок страны.
Помнится, февральская девальвация адаптировала местную экономику, валютный рынок и курс маната к цене нефти в $50-55. Затем началась новая волна понижения цен - еще в полтора раза, в связи с чем появилась необходимость привести валютный рынок и курс маната в соответствие с новыми ценами на углеводороды. Нынешний шаг ЦБА можно расценивать как начало безвозвратного движения в сторону реальной стоимости маната, а процесс удорожания доллара будет плавно продолжаться в течение 2016 года - примерно вдвое, согласно оптимистичному прогнозу.
Но есть и позитивные моменты - теперь перед Азербайджаном стоит первоочередная задача развития ненефтяной сферы экономики. Более 93% нашего экспорта составляют углеводороды и их продукты, но так дальше продолжать нельзя, нужна реальная диверсификация, необходимо развивать Агропром, современные наукоемкие сферы производства, осваивать нанотехнологии, подбирать и производить такую продукцию, которая найдет свое место на мировом рынке и будет конкурентоспособной.
Сегодня сложно говорить о том, как новая волна девальвации повлияет на цены, но местная продукция не должна, по идее, дорожать. С импортом все ясно, закупается он на валюту, но большинство продуктов питания производится здесь, цены на коммунальные услуги, в том числе, общественный транспорт, регулируются Тарифным советом. Кроме того, появилась возможность усиленно развивать мелкий и средний бизнес, сельское хозяйство, чтобы обеспечить потребление за счет внутреннего производства, появилась также возможность и стимул для расширения экспорта местной продукции. На фоне расширения санкций России в отношении продовольствия из западных стран и Турции, в результате чего на северном рынке образовался «вакуум» в размере $70 млрд. Нам, конечно, все это не осилить, но продвинуться и занять определенную нишу мы сможем, пополнив часть валютной выручки.
Справимся с трудностями
Настал психологический предел, когда обыватель уже не сможет вернуться во времена сильного маната, не будет уповать на авторитет и силы государства, ему надо будет проявлять больше инициативы. Если раньше граждане думали, что раз нет денег, можно зайти в какой-нибудь банк за потребительским кредитом, девальвация национальной валюты уже негативно сказалась на качестве активов и капитале местной банковской системы. Причина в том, что она характеризуется высоким уровнем «долларовых активов», но при этом число заемщиков, которые имеют доступ к валютной выручке, ограничено. Поэтому из-за девальвации ухудшится качество обслуживания кредитной задолженности, что негативно отразится на качестве активов в целом.
При этом мы имеем два фактора рисков, и оба они связаны с падением уровня норматива достаточности капитала всех без исключения банков. Кроме того, перед финансово-кредитной системой стоит задача выработки единой политики для решения кредитных и депозитных проблем населения. Если сегодня накопившиеся проблемные кредиты достигли 1,3 млрд манатов, завтра эта сумма вырастет автоматически в полтора раза только на курсе национальной валюты к доллару, а если к этому прибавить неспособность части населения расплатиться с кредиторами…
В общем, банки должны дать возможность населению возвратить эти кредиты, позволив увеличить сроки выплаты и снизить процентную ставку, чтобы население смогло вернуть эти кредиты.
Однако, как говорится, что плохо частнику, не совсем плохо правительственным институтам, в частности, финансовым их ответвлениям. На этом фоне, если ситуация будет ухудшаться, то за счет запаса прочности во внешней торговле можно обезопасить экономику страны от очередных вызовов в течение определенного периода времени, а конкурентное преимущество во внешней торговле, как ни странно, будет за той страной, у которой слабее валюта. Кстати, фактически все наши соседи давно сидят на плавающем курсе.
Кроме того, дополнительные поступления в казну в результате трансфертов из государственного фонда и прочих доходов от нефтяного сектора означены в долларах, что позволит не сокращать финансирование социальных программ и проектов, в том числе и инвестиционных. Наоборот, дополнительные средства можно будет направить, скажем, на увеличение заработной платы работников организаций, финансируемых из госбюджета, пособий, стипендий, в сферу здравоохранения и т.д. Это также позволит сохранить темпы строительства, реконструкции школ, детских домов, больниц и других объектов.
Анализируя плюсы и минусы девальвации, можно прийти к выводу, что даже при положительных эффектах в долгосрочном периоде нужно готовиться и к отрицательным посредством комплексных мер, чтобы снизить отрицательное влияние на население. А именно забота о социальном факторе составляет стержень государственной политики, на которую постоянно обращает внимание политическое руководство страны.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать