• пятница, 29 Марта, 15:07
  • Baku Баку 14°C

Еще один шаг

25 декабря 2015 | 11:44
Еще один шаг

ПЕРСПЕКТИВЫ
Похоже, все-таки нет силы, смеющей, так или иначе, застопорить притяжение тюркоязычных стран. В ту пору, как политики Запада и России перекраивают карту мира, в Туркменистане введен в эксплуатацию газопровод «Восток-Запад», который в дальнейшем, прежде всего, еще больше укрепит доверие трех огузских наций друг к другу.
Несомненно, конечная точка потребления основного объема среднеазиатского газа - страны Евросоюза, однако больше всего усилий для этого приложено по инициативе политического руководства Азербайджана, Турции и Туркменистана.
Соединяя воедино
Протяженность новой газовой магистрали, проложенной за пять лет, 733 километра при пропускной способности 30 млрд кубометров газа в год. Этот трубопровод, самый протяженный на территории закаспийской страны, позволил соединить в единое кольцо все нити «голубого топлива», что гарантирует бесперебойное обеспечение не только внутренних потребителей, но при необходимости и международных заказчиков. А с учетом недавно стартовавшего третьего этапа промышленного освоения крупнейшего месторождения «Галкыныш» в перспективе здесь будет добываться 95 млрд кубометров газа в год, что позволит и вовсе диверсифицировать поставки на все четыре стороны света.
Поскольку нас интересует западное направление, впору использовать степень заинтересованности в нем того же Евросоюза. Не зря же вице-президент Еврокомиссии по энергетическому союзу Марош Шефчович только в этом году дважды побывал в Ашгабаде в расчете на то, чтобы заполучить туркменские углеводороды хотя бы года через четыре. Кстати, для этих целей недавно была даже создана рабочая группа в составе представителей ЕС, Туркменистана, Азербайджана, Грузии и Турции на уровне замминистров энергетики.
Наша страна в этом проекте будет играть не только роль транзитной территории, но и поставщика своей доли топлива, потому для нее оптимальным вариантом для осуществления задумки мог бы стать 300-километровый газопровод через Каспий.
Туркмены, надо признать, сделали, неплохой «ход конем», проложив трубопровод «Восток-Запад», объединив основные месторождения страны в единую систему. Тем самым они создали гипотетическую возможность выхода, как на европейский рынок, так и на рынок России (речь идет о Прикаспийском газопроводе). Однако затем они сразу же заморозили участие северных соседей якобы в связи со снижением закупок туркменского газа российской стороной.
Политика, но не только
В условиях достаточно сложных отношений между Украиной (через нее российский газ, в основном, поступает в Европу) и Россией, Евросоюз как никогда ранее заинтересован в снижении зависимости от российского «голубого топлива». Тут есть один момент. Если с запуском Южного газового коридора на начальном этапе будет ежегодно поставляться 10 млрд кубометров азербайджанского газа с месторождения «Шахдениз» (но по ЮГК может пойти и газ с других морских структур нашей страны), то с подключением к коридору еще и Туркменистана эти объемы могут быть гораздо больше. Азербайджан в вопросе строительства трубопровода по дну Каспия исходит из позиции, что в первую очередь к согласию и определенным договоренностям должны прийти наиболее заинтересованные стороны - ЕС и Туркменистан.
В свою очередь, мы готовы предоставить свою газотранспортную инфраструктуру, которая и позволит обеспечить доступ туркменскому газу к ЮГК, причем тут во главу угла ставится не столько технический аспект, сколько возможность заработать на транзите. Главное здесь не деньги, а авторитет страны-инициатора и надежного партнера.
Часто (особенно этим грешат РФ и Иран), в качестве преграды в реализации транскаспийского проекта, приводится нерешенность статуса Каспия. Однако, Баку и Ашгабад считают, что реализация и перспективы детища - суверенное право двух стран, потому что трубопровод пройдет по их территориальным водам. Более того, самые высокие комиссии дали заключение о том, что «нитка» будет проложена с соблюдением самых передовых международных экологических норм. Однако упомянутые Москва и Тегеран, даже несмотря на авторитетные мнения и документы пока упираются, делая акцент на правовой статус общего для пяти государств моря. А официальный представитель МИД России Александр Лукашевич и вовсе заявил, что «двусторонние действия по строительству газопровода приведут к подрыву доверия между странами региона».
Понятное дело, организация разработки и добычи на море, а тем более прокачки под большим давлением - процесс очень сложный и всегда несет определенные риски. Соответственно, все это требует проведения больших работ по обеспечению и соблюдению всевозможных норм безопасности. Это объективный процесс, которому следуют при реализации крупных как добывающих, так и инфраструктурных морских проектов. Однако экологические претензии Москвы, которая сама частенько отмахивается от «наездов» международных экологических структур, порой удивляет.
Кроме того, позиция российской стороны неадекватна еще и потому, что она сама ведет разработку морских месторождений, в частности, на том же Каспии. Именно российский «Газпром» занимается поставками газа в Европу по трубопроводу «Северный поток», который идет в Германию по дну Балтийского моря. Кстати, тот же монополист собирался строить отторгнутый «Южный поток», а сейчас намеревается прокладывать «Турецкий поток» через Черное море. Кроме того, в его планах есть и нереализованный пока «Северный поток-2», мощностью в 55 млрд кубометров. Получается, что проекты Кремля экологию не портят, а проекты Баку, Ашгабада и Анкары страшно опасны для всего человечества. Вот вам и политическая целесообразность.
Братство делу не помеха
Туркменистан давно считают страной закрытой, а для официального Баку во времена Туркменбаши до нее было не дотянуться. Даже сейчас, несмотря на общее наше членство в союзе тюркских государств, какое бы движение Ашгабад не делал в международной политике, экспертам, а тем более практикам приходится просчитывать с осторожностью его дальнейшие шаги. Тем не менее, в последнее время все чаще и чаще Туркменистан все больше тяготеет к Азербайджану и Турции.
Неоднократные визиты глав государств, находят точки соприкосновения по многим вопросам. Налицо развитие отношений во всех сферах между дружественными и братскими странами, объединенными общим языком, верой, историей, культурой и ценностями. А во время официальных и деловых визитов политическое руководство трех стран непременно отмечает, что «радо находиться на родине», подразумевая под этим огузское происхождение наших народов.
Кстати, это непросто намеки на родство душ. Все три стороны прилагают усилия для того, чтобы подвести под культурно-исторические мотивы прочную экономическую основу. В данном случае было бы уместным привести слова общенационального лидера Гейдара Алиева «два государства - одна нация», которые были адресованы применительно к Турции и Азербайджану, а там, глядишь, благодаря газопроводу формулировка изменится в сторону трехстороннего формата.
Благоприятный маршрут
И без политологов ясно, что в условиях глобального энергетического кризиса все стороны более всего заинтересованы в вопросе транспортировки энергоресурсов на мировые рынки через свою территорию. Для нас (Баку и Анкары) крайне важно снизить заинтересованность Ашгабада в газопроводе ТАПИ через Афганистан и Пакистан в Индию, хоть он и сулит Туркменистану гипотетически крупные дивиденды, которые ему сейчас крайне необходимы ввиду пустеющей казны - ведь реальные доходы от продажи газа на мировом рынке падают. Головной болью для Бердымухамедова стали периодические нападения афганских боевиков на приграничные территории, а между Карачи и Дели существуют неразрешимые проблемы. Так что восточный маршрут фактически отпадает.
Нереально и российское направление вследствие цейтнота финансовой системы северных соседей. Вот и остается закаспийской стране смотреть исключительно в сторону благоприятного маршрута через состоятельные Азербайджан и Турцию по направлению к богатому Евросоюзу.
Между прочим, на фоне военно-политических кризисов военная помощь братских стран Туркменистану была бы как нельзя кстати. Ведь и Баку, и Анкара обладают достаточно развитым военно-промышленным комплексом, а также навыками совместного отстаивания национальных интересов.
Вместо послесловия
Несмотря на все трудности и провокации Транскаспийский газопровод имеет большие перспективы. И сейчас для того, чтобы этот проект стал реальностью, ведутся усиленные работы. По этому проекту осуществляются регулярные встречи и проводятся переговоры в четырехстороннем формате (ЕС, Азербайджан, Турция и Туркменистан). Однако, сколько бы встреч ни проводилось, на строительство трубы нужны деньги, и этот вопрос также решается, хотя в нынешней напряженной международной экономической ситуации и низких ценах на нефть, это достаточно сложно.
Официальные Баку, Ашгабад и Анкара прилагают все мыслимые силы для этого, но если ЕС нужны дополнительные объемы газа, ему тоже надо бы подсуетиться, хотя бы в финансовом плане. Вообще, при реализации таких крупных проектов международного значения, активность должны проявлять все потенциальные участники. Только вместе и согласованно можно будет сделать так, чтобы Транскаспийская газовая труба, контуры которой уже очерчены прокладкой туркменского трубопровода «Восток-Запад», стала реальностью.
Ульви ЯГУБОГЛУ
Статья публикуется в рамках проекта Фонда государственной поддержки развития СМИ при Президенте Азербайджанской Республики
banner

Советуем почитать