• пятница, 19 Апреля, 16:35
  • Baku Баку 25°C

Газовые метания

07 января 2016 | 11:52
Газовые метания

РЕГИОН
Как мы уже сообщали («Неоправданные надежды», «Каспiй», №1, 6 января с.г.), Тегеран ведет переговоры с Тбилиси о начале поставок природного газа в Грузию через Армению. В частности, представитель компании National Iranian Gas Company (NIGC) Али Реза Камели сообщил, что объемы поставок должны составить от 300 до 500 млн. кубических футов и данный газ будет направлен только на удовлетворение внутренних потребностей страны, а не для дальнейшей транспортировки его в страны ЕС.
Министерство энергетики Грузии подтвердило факт переговоров с Ираном по вопросу поставок газа, но опровергло существование конкретного соглашения по этому поводу.
В свою очередь глава компании SOCAR Energy Georgia (дочернее предприятие SOCAR в Грузии) Махир Мамедов заявил, что возможные поставки иранского газа в Грузию никак не отразятся на выполнении обязательств SOCAR, добавив, что нет особой необходимости в поставках дополнительных объемов газа в Грузию.
«Грузинский рынок газа растет всего на 8-10% в год, и SOCAR учитывает этот рост. Если на коммерческом рынке газа вдруг станет не хватать, то Азербайджан может поставить эти объемы, так как сегодня он поставляет и обеспечивает и коммерческий рынок тоже. Мы в ежедневном режиме общаемся и консультируемся с нашими друзьями и партнерами. Между нами есть постоянный диалог, и мы знаем, чего хочет каждая сторона», - сказал М.Мамедов.
Разобраться в сложившейся ситуации с ожидаемыми поставками в Грузию иранского газа в интервью газете «Каспiй» попытался политический обозреватель из этой страны Звиад Мчедлишвили.
- Переговоры, действительно, ведутся, но говорить о каких-либо конкретных результатах пока рано. Ранее иранская сторона сообщила, что Тбилиси готов приобретать иранский газ и даже были названы объемы предположительных поставок - от 8 до 14 млн. кубометров ежедневно. Также стало известно, что этот газ будет поставляться через Армению.
Однако министерство энергетики Грузии в некотором роде опровергло эту информацию, заявив, что подобного соглашения, равно как и какого-либо другого, пока не существует, одновременно признав наличие таких переговоров. Грузинские эксперты и специалисты в свою очередь указали, что заявленный объем не только значительно превышает потребности Грузии, но и максимальную пропускную способность газопровода из Ирана в Армению, по которому, вероятно, и будет подаваться этот газ (если только будет?).
При этом грузинские власти в очередной раз подчеркнули, что Тбилиси будет искать все возможные пути сближения с потенциальными поставщиками энергоресурсов в регионе. Таким образом, грузинское руководство вновь дало понять, что намерено продолжать политику диверсификации поставок «голубого топлива». И в таком случае, поползновения Тбилиси в сторону Тегерана, в принципе, смотрятся логично: есть стабильный партнер-поставщик Азербайджан, есть потенциальный поставщик Россия, а теперь для полноты картины на сцене появляется Иран.
Но на этом логика заканчивается и появляются вопросы: как Грузия намерена закупать иранский газ, по какой цене и на какие нужды? Ответы на эти вопросы грузинские власти пока не дают, оставляя экспертам широкое пространство для домыслов и анализов. Так, по одной из версий, которые обсуждаются в Тбилиси, за всеми этими комбинациями и хитросплетениями стоит Москва, так как, судя по всему, сам иранский газ в Грузию поставляться, как таковой не будет.
То есть грузинская сторона будет приобретать определенные объемы российского газа у Москвы, а Тегеран вместо РФ будет поставлять аналогичный объем Еревану. В чем суть такой комбинации, не совсем ясно, но не исключено, что цель заключается в стремлении Кремля более плотно привязать Грузию к себе посредством поставок газа. Кстати говоря, газопровод на территории Армении принадлежит «Газпрому».
Другой вопрос - зачем это нужно самой Москве? Дополнительную пикантность этой ситуации придает и тот факт, что иранский газ в принципе может поступать в Грузию и через территорию Азербайджана, но почему-то рассматривается вариант с участием «Газпрома». То есть, можно с определенной долей вероятности утверждать, что грузинские власти пытаются всеми возможными способами не то что втянуть российский «Газпром» на энергетический рынок Грузии, а даже укрепить его позиции как в своей стране, так и в регионе. И вряд ли тут дело в попытках официального Тбилиси вернуть Грузию на российскую орбиту или сделать ее зависимой от Москвы. Сильно сомневаюсь, что у грузинского руководства имеются такие цели. Все, скорее всего, гораздо прозаичнее.
Дело в том, что лидер правящей коалиции «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили, если верить ряду источников, в том числе западных, владеет определенными акциями «Газпрома». Если это так, то все последние игры официального Тбилиси с участием российского ведущего предприятия, приобретают выраженную логику. Либо мы становимся свидетелями попыток лидера «Грузинской мечты» преследовать сугубо личные интересы, ведь не исключено, что от подобных сделок он будет иметь немалый процент, либо Москва, убедившись, что акции в руках Иванишвили могут послужить хорошим инструментом, прибегла к шантажу и давлению на него с целью закрепиться на внутреннем рынке Грузии и, как следствие, увеличить свое влияние в стране и регионе.
Кстати, не исключено, что метание грузинских властей, их невнятная позиция по газовому вопросу, порой даже растерянность, могут наоборот являться демонстрацией того, что Тбилиси пытается уйти от Москвы и найти выход из сложившейся ситуации в свою пользу, при этом, наверняка, сохранив присутствие Иванишвили в доле «Газпрома». В любом случае, более или менее понятной картина должна стать уже в этом году, до парламентских выборов.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать