• пятница, 29 Марта, 09:53
  • Baku Баку 5°C

Уговор дороже денег

10 февраля 2016 | 16:05
Уговор дороже денег

Закупочные цены сырого табака внутреннего производства ждет повышение, сообщает Министерство экономического развития Азербайджана.
Накануне глава этого ведомства Шахин Мустафаев, министр сельского хозяйства Гейдар Асадов и председатель национальной Конфедерации предпринимателей (работодателей) Мамед Мусаев встретились с местными производителями и перерабатывающими предприятиями для решения этого вопроса в комплексе аспектов развития отечественного табаководства. Хоть и нет подробной информации о ходе непростых переговоров, главное для нас - конечный результат.
На официальном сайте ведомства сообщается, что чиновники договорились с производителями о повышении закупочной цены килограмма первосортного сырого табака на 56,25%. В результате стоимость местного табака-сырца возрастет с нынешних 0,16 до 0,25 маната за килограмм. Второсортный же табак станет дороже на 87,5% - его закупочная стоимость повысится с 0,08 до 0,15 маната, сообщает Минэкономики, объясняя это решение необходимостью стимулировать фермера и повысить интерес к выращиванию табака. Более того, земледельцам пообещали «более широкие возможности» для использования льготных кредитов «Агролизинга», что должно, по мнению чиновников, увеличить посевные площади в два раза - до трех тысяч гектаров.
Положительная динамика
Радужные прогнозы чиновников не обошли стороной положительную динамику решения социально-экономических проблем. Официальные источники сообщают, что упомянутые меры помогут «значительно увеличить уровень занятости» в сфере табаководства. «Число занятых в этой сфере вырастет в два раза и достигнет 8 тыс. человек», - сообщает Минэкономики.
Нелишне отметить данные Госкомстата, сообщающего, что в прошлом году мы собрали 3,5 тыс. тонн табака, что на 21,3% больше показателя позапрошлого года. Однако закупочные цены на табак-сырец, согласно официальной статистике, ежегодно падают.
В этом плане примечательна сравнительная таблица динамики закупочных цен, приводимая главным статистическим ведомством страны. По данным Госкомстата можно проследить резкое падение закупочных цен на табак-сырец и странные ценовые колебания, не поддающиеся объяснению в плоскости их объективного рыночного формирования. Примечательно, что, начиная с 2000 года, средняя закупочная стоимость табака по стране понизилась с 53,79 манатов до 24,83 манатов за центнер. Причем, наиболее высокие цены наблюдались в 2009 году - 60,76 манатов за центнер, однако к 2010 году цена резко падает до 37 манатов и уже через два года поднимается до 60 манатов. Средняя стоимость центнера в прошлом году официальной статистикой не указана, но судя по заявлению организатора событийного мероприятия - Минэкономики, о средней цене килограмма сырца высшего сорта на уровне 16-ти гяпиков, 100 кг этой продукции стоили 16 манатов.
В целом же, учитывая данные Государственного комитета статистики о прошлогодней закупочной стоимости более высоких сортов в 25 манатов за центнер, средняя стоимость килограмма табака-сырца была на уровне 0,25 гяпиков. С этой точки зрения непонятна суть 60-процентного повышения. Однако, принимая во внимание отсутствие официальных статистических данных по прошлому году, можно предположить, что цены упали до 16 манатов за центнер, что трудно укладывается в рамки прошлогодней девальвации.
Не тормозить развитие
По мнению эксперта в сфере сельского хозяйства Вахида Магеррамова, закупочные цены на сырец в нашей стране крайне низкие, и это тормозит развитие сферы в сегменте мелких и средних фермерских хозяйств.
«К сожалению, большинство сельхозпроизводителей остаются наиболее незащищенным звеном, вынужденным подчиняться ценовому прессингу переработчика и экспортера табака-сырца, - сказал В.Магеррамов редакции. - Крупные игроки закупают его у производителей по очень низким ставкам, а последним приходится с этим мириться за неимением средств и возможностей для переработки и экспорта. Такого рода проблемы не возникают в условиях либерального рынка, предполагающего объективное регулирование цены соотношением спроса и предложения. В наших же специфичных условиях сельхозпроизводители целиком и полностью зависят от потребителей сырья, диктующих не только закупочные цены на табак-сырец, но внутреннюю стоимость импортируемого семенного и прочего материала, используемого в сельхозпроизводстве. Положение усложнила девальвация национальной валюты, повысившая затраты фермеров в условиях очень низких закупочных цен - они фиксируются закупщиками на выгодном для них уровне».
На взгляд В.Магеррамова, попытка чиновников поднять закупочную цену табака-сырца на жестко установленный процент вызывает вопросы к законности таких действий в условиях экономики, официально признанной либеральной и рыночной. Но главный момент, не поддающийся пониманию нашего собеседника, заключается в директивно установленной цене за килограмм продукции.
«Сложно определить логику повышения стоимости для закупщика на 56,25% и 87,5% (по второсортному табаку, - Ред). На каком основании обозначена цена в 25 и 15 гяпиков за килограмм? Нужно понимать, что ценовая политика частных сельхозпроизводителей не может зависеть от аргументов или желания чиновников, она формируется рынком, спросом и себестоимостью конечного продукта. Такого рода прецеденты возможны, но в рамках направленной политики, предполагающей государственную ответственность и содействие фермеру. Логично ожидать, что диктуя цены сельхозпроизводителю, государство возьмет на себя обязательства по возмещению возможных в результате этого убытков», - полагает эксперт.
В.Магеррамов считает, что установленные закупочные цены не поддаются объяснению, принимая во внимание двукратное падение национальной валюты, рост цен на удобрения, пестициды и средства производства, увеличивающие расходы фермера. «Расходы сельхозпроизводителей растут вслед за повышением курса доллара, а ставки закупщика повышаются на 50% - до 25 гяпиков за килограмм», - удивлен В.Магеррамов.
Добавим от себя, это тем более странно, что средние закупочные ставки официально декларировались на этом уровне годом раньше.
По мнению иных экспертов, договорные цены на табак-сырец (решение о ставках было принято на встрече с производителями и перерабатывающими предприятиями) помогут сравнять ценовую планку для всех фермеров, поднимая его в сегменте чрезмерно низких цен до обязательного уровня. Но это вызывает вопросы к искусственной просадке закупочной стоимости при возможности продать сырец дороже. С другой стороны, обеспечит ли такой подход объективность при оценке качества табачного сырья?
Кто диктует цены?
Говоря о ценах, стоит отметить, что средние расценки и объемы производства табака-сырца диктует Шеки-Загатальский регион. Сегодня на Загаталы приходится более половины посевных площадей табака в Азербайджане, а производительность местных фермеров годом раньше составляла 25,8 центнеров с гектара. В 2010 году в Загатальском районе был сдан в эксплуатацию завод по переработке табака компании Inter Tobakko. Он вытеснил с рынка компанию Qamma ltd, которая была вынуждена закрыть Габалинский завод по ферментации табака. ООО Inter Tobakko занимается производством табака в Загатальском и Гахском районах, где имеет мощности по сушке 2000 тонн. Со слов В.Магеррамова, ежегодный импорт и экспорт табака из страны колеблется в пределах 3 тыс тонн.
В беседе с редакцией член парламентского комитета по экономической политике, директор European Tobacco Baku Руфат Гулиев сообщил, что на сегодняшний день Азербайджан использует лишь 15% сырья местного производства, остальное импортирует. «Пока качество, вернее, органолептика местного табака не удовлетворяет нужды производства. В будущем, когда возрастут объемы экспорта, в этом направлении непременно пройдут конструктивные переговоры, будут заключены контракты, и тогда ситуация изменится. Не исключено, что в перспективе мы будем выращивать столько табака, сколько требуется нашим производителям, однако сегодня сырье приходится преимущественно покупать. Во многом это объясняется спецификой отрасли, использующей табачную смесь разных сортов», - сказал представитель компании.
С его слов, сырье местные производители покупают у транснациональных корпораций, а те закупают его в латиноамериканских странах, чаще в Бразилии, странах Африки и Азии в готовом виде или в виде табачных листьев.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать