• четверг, 28 Марта, 12:43
  • Baku Баку 16°C

Повышена ставка рефинансирования

16 февраля 2016 | 15:36
Повышена ставка рефинансирования

ФИНАНСЫ
Главный банк страны принял решение поднять учетную ставку для коммерческих банков с 3% до 5%, повысив вслед за этим верхний порог процентного коридора на пять пунктов, - до 10%. При этом нижний предел «по ликвидным операциям» установлен на уровне 2%.
Регулятор объясняет собственное решение, связанное с пересмотром ключевой ставки по рефинансированию и формированием процентного коридора возникшей, наконец, необходимостью в «совершенствовании инструментов денежной политики соответственно с конъюнктурой, сформировавшейся на валютном рынке». Другой аргумент Центробанка акцентирует внимание на повышении доверия к манату и увеличении объемов депозитов в национальной валюте.
Напомним, что 10 декабря 2012 года учетная ставка была снижена с 5,25% до 5%. Снижение продолжилось вплоть до июля 2015 года, когда учетная ставка опустилась с 3,5% до 3%. Высший ее предел наблюдался в июне 2008 года - 15%, что также косвенно было связано с падением мировых цен на нефть, и эта максимальная норма оставалась в силе до октября того же года, когда подскочила биржевая стоимость углеводородов. Низший предел составил 2% и оставался в силе с 24 мая 2009 года по 31 октября 2010 года.
Лучше поздно, чем никогда…
Позиция регулятора в целом понятна, но при этом возникают вопросы следующего порядка: почему это решение не последовало вслед за первой девальвацией национальной валюты с перспективами дальнейшего падения на фоне проседающих нефтяных индексов и общей рыночной конъюнктуры? Этим вопросом задаются специалисты, признавая данный шаг Центробанка запоздалым.
Так, по мнению эксперта-экономиста Самира Алиева, предпринятые накануне меры Центрального банка страны направлены на удержание инфляции и повышение активности национальной валюты, но регулятор несколько необоснованно запоздал с решением. На взгляд специалиста, оно было бы уместно в условиях первой и даже второй волны девальвации, вызывавшей катастрофическое сокращение валютных резервов главного банка страны к февралю текущего года - до $4,4 млрд.
Для сравнения, еще к началу прошлого финансового года валютные резервы Центробанка составляли $13 758,3 млн, но уже через месяц началось их стремительное сокращение. К началу февраля запасы регулятора понизились до $12 680,8 млн, к марту они составили $11 004,4 млн, апрелю - $9 472,1 млн, маю - $8 387,9 млн. Уже к июню прошлого года Центробанк располагал лишь $8 430,8 млн запасов. Тогда же наблюдался незначительный рост с последующим повторным падением в июле и августе. Так, на 1 августа прошлого года валютные резервы достигли $8 501,5 млн, с последовательным снижением на фоне оздоровительных мер Центробанка. Дело дошло до того, что к началу нынешнего финансового цикла валютные резервы составляли $5 016,7 млн.
По сообщению самого же главного финансового регулятора, на 1 февраля (последний отчетный период) этого года объем валютных резервов банка составил $4 398,5 млн, а ведь были времена (для сравнения), когда резервы ЦБА достигали $15 193,4 млн (абсолютный рекорд) на 1 августа 2014 года. Примечательно, что текущий уровень резервов эквивалентен показателю на 1 июня 2008 года ($4306,6 млн), а значит, подобие прецедента вроде имеется и опыт реагирования должен быть.
Во всей этой ситуации экономистов настораживает несвоевременность решения Центробанка, взявшегося за формирование процентного коридора лишь по итогам трехкратного сокращения собственных валютных запасов. Тем более что во многом просадка валютных резервов Центробанка была следствием валютного ажиотажа, резко нахлынувшего с первой волной девальвации - спрос на долларовую массу повысился, а депозитный портфель коммерческих банков в иностранной валюте составил 70% общего объема вкладов.
Рискам - заслон
Сложившаяся нестабильная ситуация, в том числе и девальвация маната, привели к оттоку депозитов из банков страны. Кроме этого, растущий в цене доллар повлек неконтролируемые риски на валютном рынке и повышенный спрос на валюту в ходе аукционов. По мнению экспертов, ситуацию можно было частично смягчить путем повышения маржи и ключевой ставки Центробанка годом раньше, в ходе небывалого таяния его резервов и растущей инфляции. Таким образом, предпосылки запоздалого решения понятны, однако вопрос: почему эти меры предприняты только сегодня, остается открытым.
Кроме всего прочего, запаздывание инициативы, по мнению экспертов, привело к специфической проблеме неадекватного роста банковских активов к пассивам. Происходит это в результате чрезмерной долларизации депозитного и кредитного портфелей коммерческих банков. По мнению С.Алиева, объемы активов в коммерческом сегменте увеличиваются как на дрожжах, а валютное брожение раздувает пузырь на месте фактически не существующих материальных ресурсов.
«Неконтролируемый уровень долларизации банковских активов создает лишь видимость растущих активов, но показатели эти обманчивы и далеки от реальной картины действительного положения банковской сферы, - сказал нам эксперт. - Учитывая снижение кредитования экономики и оттока из банков вкладов населения, статистический рост банковских показателей обманчив».
Если приглядеться к данным ЦБА, в декабре банковские активы выросли на 22,2% и составили к началу января 34,9 млрд манатов. Кстати, в структуру активов входят выданные кредиты на 21 152 млн манатов, увеличившиеся за месяц на 16,3%. Что касается вкладов населения в коммерческих банках страны, к январю они оценивались в 9 473,9 млн манатов, что на 33,6% больше, нежели в начале декабря. По мнению С.Алиева, для удовлетворения запросов банков ЦБА пойдет на увеличение манатной массы, и этот момент может обернуться неприятным сюрпризом для банковских клиентов в виде повышения стоимости кредитов. В свою очередь повышение кредитных ставок, безусловно, сократит объемы кредитования реального сектора экономики.
Не стоит объяснять, что данный сегмент не пользовался интересом коммерческих банков еще в пору крепкой национальной валюты и высоких нефтяных индексов, а повышение процентных ставок обещает дальнейшее сужение кредитных возможностей для предпринимателей. Эксперты видят в этом шаг навстречу более стабильным ценовым реалиям в ущерб деловой активности.
Ставка повысится - кредиты подорожают
Так, по мнению эксперта-экономиста Самира Алиева, высказанному на персональной страничке facebook, повышение главным регулятором финансовых потоков учетной ставки рефинансирования с 3 до 5% будет сопровождаться удорожанием процентов по кредитным ставкам. После второй волны девальвации национальной валюты Центробанк поднял учетную ставку исходя из международной практики - так поступают на фоне просадки валют все центральные банки во избежание потери валютных резервов. Так что этот, хотя и несколько запоздалый, шаг ЦБА был вполне прогнозируем. Таким образом, снизилась совокупная денежная масса, что является составным элементом борьбы с инфляцией.
Кроме того, будет достигнута доходность активов в национальной валюте. В такой ситуации следует предположить, что Центральный банк Азербайджана в ближайшей перспективе попытается повысить удельный вес манатной массы в портфеле находящихся в обращении валют. А это приведет к подорожанию кредитов и ограничению экономической активности тех, кто строит коммерческую деятельность на привлечении банковских ссуд. Вывод - монетарная политика Центробанка АР призвана обуздать инфляционные процессы даже в ущерб развитию частного мелкого и среднего предпринимательства. С другой стороны, население будет больше доверять манату, чем после второй волны девальвации.
В целом же последнее решение Центрального банка находится в плоскости восстановления равновесия на валютном рынке страны. Регулятор ожидает позитивных сдвигов, заявляя о грядущих перспективах. «Превышение предложения над спросом на последних валютных аукционах, проводимых ЦБА, а также некоторое укрепление курса маната к иностранным валютам могут расцениваться как первые результаты налаживания равновесия на валютном рынке», - отмечается в сообщении Центробанка.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать