• четверг, 18 Апреля, 06:52
  • Baku Баку 12°C

Третьей девальвации не будет

27 февраля 2016 | 11:01
Третьей девальвации не будет

ФИНАНСЫ
Накануне глава Центробанка заявил, что в стране «нет оснований для проведения третьей волны девальвации». Эльман Рустамов признает низкие котировки нефти, но считает ценовую ситуацию достаточно стабильной, а потому критического давления на курс маната к доллару на данный момент, на его взгляд, не ожидается.
«Несмотря на то, что цены на нефть находятся на низком уровне, они стабильны. Недавно были утверждены поправки в государственный бюджет Азербайджана, и в нем была установлена реальная цена на нефть. Были также установлены объемы трансфертов Государственного нефтяного фонда (SOFAZ)», - сообщил Э.Рустамов. Напомним, что похожими заявлениями главы Центробанка сопровождалось прошлогоднее падение курса маната. Председатель главного банка страны уверял граждан, что «последние месяцы курс маната ищет свою точку стабильности, и можно сказать, почти достиг ее», однако это оптимистичное заявление, появившееся на первых полосах наших СМИ как гарантия от новых финансовых потрясений, не стоило вырывать из контекста.
Из песни слов не выкинешь
Достаточно вспомнить, что говоря о стабильности маната, Э.Рустамов отмечал следующее: проблем с курсом у нас не будет до конца года и на среднесрочный период, если средняя цена нефти сохранится на уровне $50 за баррель. На позиции азербайджанской валюты также влияет экономическая ситуация в странах, являющихся торговыми партнерами Азербайджана. В прошлогоднем заявлении главы ЦБА этому моменту уделялось отдельное внимание в контексте позиций национальной валюты. Аналогичного мнения о влиянии внешних факторов придерживается в беседе с редакцией газеты «Каспiй» директор департамента управления рисками ОАО Atabank Эльман Садыгов, считающий, что курс национальной валюты привязан к состоянию денежных единиц сопредельных стран и прочих внешних факторов, а следовательно, говорить о стабильности маната что-либо конкретное сложно.
«Неправильно считать, что просадка маната зависит от воли правительства, потому что стабильность нашей валюты обусловлена множеством прочих факторов, в особенности состоянием валютного курса соседних стран. Цена на нефть при пересмотре бюджета взята в $25 за баррель, хотя ранее бюджет был утвержден из расчета цены на нефть в $50 за баррель», - сказал директор департамента управления рисками ОАО Atabank. Это само по себе смягчает давление на манат, и риск девальвации снижается, считает эксперт, но с оговоркой сохранения курса валют России и Казахстана. Не секрет, что динамика нефтяных индексов на мировых рынках оказывает существенное влияние на курс российской и казахской валюты, имеющих с Азербайджаном тесные торговые отношения.
Сквозь призму внешних и внутренних факторов
Нелишне вспомнить, что говоря о «достигнутой стабильности» накануне второй волны девальвации, председатель главного банка страны подчеркивал: будущее курса больше зависит от внешних факторов, нежели внутренних. Кстати, рассуждая о перспективах курса сквозь призму внешних факторов и сопутствующих ожиданий, стоит отметить, что мировые цены на нефть в пятницу вновь вернулись в «красную зону» на фоне сохраняющихся опасений инвесторов о переизбытке предложения на рынке. В ходе электронных торгов на Лондонской и Нью-Йоркской биржах индексы нефти снова снижаются. Об этом свидетельствуют данные торгов: апрельские фьючерсы на легкую нефть марки WTI на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) упали на 0,15%, до $33,02 за баррель. На лондонской бирже ICE Futures фьючерсы на нефть марки Brent с поставкой в апреле просели на 0,51%, до $35,11 за баррель. Примечательно, что трейдеры связывают резкую динамику с эмоциональным фактором в ожидании решений ОПЕК, имеющих непосредственное влияние на котировки нефти, а следовательно, и валюты нефтедобывающих стран.
По данным газете «Каспiй» экономиста Самира Алиева, кроме снижения прогнозов по потреблению нефти одним из факторов, влияющих на нефтяные цены, стал рост курса доллара ко всем основным валютам. Со слов эксперта, во избежание просадки маната Центробанк инициирует искусственный дефицит валюты, но это не может решить проблему. «После объявления плавающего курса национальная валюта резко просела и в этой ситуации требовалась поддержка Центробанка, но резервы регулятора истощились к февралю текущего года до $4,4 млрд с $13 758,3 млн в начале прошлого финансового года», - сказал эксперт, подчеркнув, что в такой ситуации регулятор не может долго оттягивать дальнейшую просадку маната.
По мнению С.Алиева, реальной основой для повышения курса азербайджанской валюты являются стабильные нефтяные индексы, а в условиях давления нефтяных цен на ее позиции удержать манат на нынешнем уровне будет сложно. Эксперт также напомнил, что «плавающий манат» предполагает рыночное колебание курса и по этой причине официального объявления «девальвации» в привычном понимании может и не быть. «Дело в том, что Центробанк может назвать просадку курса падением стоимости маната в условиях рынка, но это не меняет сути», - считает он, полагая, что именно плавающий курс валюты, диктующий позиции маната на основе спроса и предложения, вынудил Центробанк к искусственному сокращению объемов денежной массы, регулируя его предложение на аукционах.
Помогут ли рычаги Центробанка?
По мнению экономиста, таким образом регулятор денежных потоков создает искусственную просадку спроса на доллары. Добавим от себя, что этой цели способствовали прочие рычаги поддержки национальной валюты, связанные с пересмотром ключевой ставки по рефинансированию и формированием процентного коридора. Так, в начале этого месяца ЦБА принял решение поднять учетную ставку для коммерческих банков с 3% до 5%, повысив верхний порог процентного коридора на пять пунктов, - до 10%. При этом нижний предел «по ликвидным операциям» оказался на уровне 2%.
Кстати, аргументируя цели этого решения, главный банк страны заявил о «совершенствовании инструментов денежной политики соответственно с конъюнктурой, сформировавшейся на валютном рынке». Проще говоря, возросшая маржа банков по валютным операциям наряду с повышением ставки рефинансирования была призвана воспрепятствовать дальнейшему росту спроса на доллар. В экспертных кругах это решение нашло положительный отклик, но с оговоркой на некоторую запоздалость благих начинаний регулятора.
Так, по мнению С.Алиева, включать рычаги поддержки национальной валюты стоило на волне первой девальвации, сопровождавшейся оттоком депозитов из коммерческих банков, т.е. годом раньше. Тогда растущий в цене доллар повлек неконтролируемые риски на валютном рынке и повышенный спрос на иностранную валюту в ходе аукционов. По мнению экспертов, ситуацию можно было частично смягчить путем повышения маржи и ключевой ставки Центробанка, а потому вопрос почему эти меры предприняты только сегодня, остается открытым.
Принимая во внимание экспертные оценки, сегодняшняя политика Центробанка строится на поддержке национальной валюты - несмотря на позицию регулятора, отправившего манат в свободное плавание, рыночный курс валюты строго контролируется. Кроме того, главный банк страны активно борется с рисками на финансово-кредитном рынке, объявив процесс реструктуризации банковского сектора практически завершенным.
«На сегодняшний день отозваны лицензии шести банков. Слабые ушли, и за счет этого устойчивость банковского сектора повысилась еще больше», - заявил Э.Рустамов. Ключевая позиция ЦБА строится на дальнейшем содействии коммерческим банкам с целью повышения их ликвидности. «Думаю, что Центральный банк Азербайджана сохранит эту функцию», - сказал он накануне, отметив, что регулятор продолжит оказывать помощь коммерческому банковскому сектору с целью повышения ликвидности и после создания Палаты надзора над финансовыми рынками
КСТАТИ
Ожидается увеличение суммы ипотечных кредитов, а снижение процентной ставки будет в полномочиях Азербайджанского ипотечного фонда, сообщил председатель ЦБА Эльман Рустамов.
«Никаких изменений в процентных ставках по социальной ипотеке не будет. Что касается коммерческой ипотеки, то процентная ставка должна сформироваться в соответствии с новыми рыночными реалиями. Новое ОАО «Азербайджанский ипотечный фонд», которое будет создано, не должно ждать средств от государства, из госбюджета. Фонд сам может выпускать ценные бумаги, привлекать рыночные средства, повысить интерес иностранных инвесторов к своим ценным бумагам. В таком случае будет осуществляться более гибкая процентная политика», - сказал председатель ЦБА, напомнив, что предварительно из госбюджета на социальную ипотеку будет выделено 50 млн манатов, а также будут привлечены дополнительные рыночные средства.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать