• суббота, 20 Апреля, 16:00
  • Baku Баку 23°C

Газ в Европу

17 мая 2016 | 11:20
Газ в Европу

КОММЕНТАРИЙ
Израиль весьма близок к восстановлению дипломатических отношений с Турцией в полном объеме, о чем свидетельствует заявление на днях министра энергии и водных ресурсов Юваля Штайница. Во-первых, речь идет об огромном рынке сбыта «голубого топлива», тем более что по прогнозам официальной Анкары, в ближайшие годы потребление газа там практически удвоится.
Только бизнес, ничего лишнего
Для того, чтобы понять в чем дело, достаточно вникнуть в емкую формулировку израильского министра - «они нуждаются в нашем газе, а мы нуждаемся в их рынке». То есть, не стоит искать черную кошку там, где ее нет, ну, и правильно - интересы сближают лучше всего. Турция рассчитывает получить половину газа с перспективного месторождения «Левиафан» (8 млрд кубометров) уже начиная с 2020 года. Кроме того, она намерена стать транзитной страной, правда, теперь уже не с востока на запад, а с юга на север - из восточного Средиземноморья в Европу, хотя сами европейцы предпочитают строить новый энергетический мост, но через Кипр, подтверждением чему служит выделение Еврокомиссией 2 млн евро для изучения вопроса о прокладке такого маршрута.
Европейцам, конечно, лучше знать собственную выгоду, однако многолетняя практика показывает, что экономические интересы в энергетике между Анкарой и Иерусалимом настолько сильны, что преодолевают любые политические разногласия. Признаком этого является хотя бы согласие Турции на открытие представительства Израиля в НАТО (что ранее активно блокировала Анкара).
Кстати, оптимизм Штайниц зиждется, к тому же, на личной его встрече с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. «Мы преодолели до 90% разногласий, потому, думаю, мы с ними договоримся в течение нескольких недель, но даже если это займет несколько месяцев - газовые проекты осуществляются годами», - сказал он по итогам рандеву.
Оптимизм турок
Руководители турецких энергетических компаний также настроены оптимистично. Так, директор компании Zorlu (совладелец электрической компании «Дорад» в израильском Ашкелоне) особо подчеркнул весьма крепкие отношения с партнерами. Того же мнения придерживается глава крупнейшего нефтегазового концерна Turcas Petrol A.Ş. Эрдал Аксой, по словам которого, уже 15 энергетических компаний его страны готовы объединиться для осуществления проекта газовых поставок из Израиля.
Но надо помнить, что договор о продаже газа будет подписан только после восстановления дипломатических отношений, чему препятствует требование Анкары снять блокаду с сектора Газа и ответный запрос Иерусалима разорвать все связи с террористической, по его мнению, организацией «Хамас».
Кстати, по мнению экспертов, если даже Израиль начнет экспорт природного газа через Турцию, то ему придется воспользоваться для этого азербайджанским проектом газопровода TANAP, строительство которого завершится к 2018 году. Это как раз вписывается во временные рамки, так как для проекта «Юг-Север» потребуется как минимум четыре года.
Конкуренты тут как тут
На этом фоне Турция может превратиться в самый настоящий энергетический хаб, так как уже и Тегеран, скорее всего, назло «маленькому шайтану», сигнализировал Анкаре и Евросоюзу о своей готовности поставлять «голубое топливо» в необходимых количествах. Оказывается, там обнаружены запасы сланцевой нефти и газа, а потенциал в этом направлении местными геологами оценивается как «очень большой».
По словам представителя научно-исследовательского института нефтяной промышленности Мохаммеда Реза Камали, под Оманским морем и в провинции Лурестан имеются огромные резервы газовых гидратов. Аналогичные исследования проводятся и в южной провинции Хузистан, вмещающей самые большие месторождения нефти Ирана.
Авторитетное мнение
По мнению главы Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхама Шабана, заявление о сланцевых запасах в Иране вряд ли является информационным «вбросом» на фоне непонятной ситуации с добычей в этой стране, а также недостигнутого соглашения о «заморозке».
- Сланцевые запасы Ирана вряд ли окажутся значительно меньше, чем сланцевые запасы ОАЭ (5 трлн куб. м газа и 22 млрд баррелей нефти),- отметил эксперт. - Однако пока у Тегерана отсутствует необходимость ускоренной реализации сланцевого потенциала, потому данный аспект развития нефтегазового комплекса страны просто станет дополнением к «традиционным» возможностям Ирана.
Однако месторождения не всегда бывают рентабельными, могут залегать на больших глубинах или запасы будут настолько малы, что их разработка окажется просто экономически нецелесообразной. К тому же у Тегерана нет необходимых технологий для их разработки. Коммерчески рентабельно разрабатывать такие месторождения может пока лишь узкий круг компаний.
Что касается возможности поставок израильского газа в Турцию, то Анкаре это выгодно, так как на фоне конфронтации с Москвой она хочет ослабить давление «газовой иглы» Кремля, который обеспечивает 55% ежегодно потребляемого «голубого топлива». Кстати, еще 15% газа поставляется из Ирана, так что диверсификация поставок обеспечит энергетическую безопасность Анкары и предоставит ей пространство для политических маневров.
Европа также хотела бы максимально диверсифицировать источники газовых поставок. Треть используемого «голубого топлива» Евросоюзом закупается у России через Украину, из-за непрекращающихся политических разногласий которых ЕС сидит, как говорится, на бочке с порохом.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать