• пятница, 29 Марта, 03:22
  • Baku Баку 7°C

ЕС примет каспийский газ

23 декабря 2016 | 10:09
ЕС примет каспийский газ

ПОЛИТИКА
Еще одна международная структура одобрила инвестиции в строительство транспортной инфраструктуры, благодаря которой азербайджанский (на первом этапе) газ поступит в дома европейцев.
Примечательно, что первый в своей истории кредит недавно созданный при учредительстве официального Баку Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB) выдал нашему правительству.
Объект должен быть сдан вовремя
Средства в размере $600 млн на проект Трансанатолийского трубопровода (TANAP) выделены ЗАО Южный газовый коридор, и это неслучайно. Объединяющий интересы многих выгодополучателей объект должен быть сдан вовремя.
А тут подоспела еще одна радостная весть - Министерством энергетики Албании и консорциумом Трансадриатического трубопровода TAP, в котором наша страна также принимает непосредственное участие, пересмотрено соглашение по строительству трубы с целью обеспечения большей финансовой поддержки и помощи балканской страны.
Между тем Евросоюз уже в середине мая приступил к строительству европейской ветки «голубого топлива», предназначенной для поставок из Каспийского региона в Европу в обход России. Стоимость TAP оценивается в 5,6 млрд евро, и с ним связано несколько интересных моментов. Еврокомиссия еще в марте признала проект соответствующим европейскому законодательству, хотя принципиально он не отличается от российского газопровода «Южный поток», от которого Москва пару лет назад вынужденно отказалась именно из-за претензий ЕК. Она сослалась на то, что задумка северных соседей не соответствует так называемому Третьему энергетическому пакету Евросоюза, запрещающему участникам газового рынка заниматься транспортировкой газа. При этом акционерами TAP являются именно игроки рынка: по 20% принадлежит SOCAR, британской ВР и итальянской Snam, 19% - бельгийской Fluxus, 16% - испанской Enagas и 5% - швейцарской Axpo.
Впрочем, ранее официальный Брюссель не раз объяснял исключение, сделанное для официального Баку, тем, что общий эффект для повышения уровня конкуренции и энергобезопасности Старого Света от данного проекта будет гораздо выше, чем возможные риски (здесь речь идет о возможных конкурентных преимуществах, которые TAP может получить за счет того, что ему на 25 лет будет предоставлена «плавающая» ставка налогов). Кроме того, европейцы, находящиеся под двойным прессом, при любой возможности диверсифицировать поставки пытаются прибегнуть к этому приему, чтобы избежать тисков. Потому с рынка той же Албании, Италии и прочих стран, вероятнее всего, будут вытеснены именно объемы, поставляемые «Газпромом», или по крайней мере их часть.
Хватит на всех
TAP имеет важнейшее геополитическое значение для Европы, общая энергетическая карта которой будет изменена поставками туда стратегического товара в рамках второго этапа разработки месторождения «Шахдениз». Кроме того, одних только местных запасов газа вполне достаточно, чтобы заполнить несколько газопроводов, нужно только приобрести полупогружные буровые установки нового поколения, чем сейчас занимается транснациональная корпорация ВР.
Сейчас идет много отвлекающих внимание разговоров, скажем, хватит ли запасов Азербайджана для заполнения газопровода - провокаторы преследуют цель присоединения отечественных мощностей к проектам типа «Турецкого потока», но у нас помимо запасов на «Шахдениз» есть немалые запасы на глубоководье «Азери-Чираг-Гюнешли», на перспективном блоке «Умид-Бабек», на месторождении «Абшерон». В целом наши подтвержденные извлекаемые запасы составляют 2 трлн 550 млрд кубов, а прогнозные и вовсе 6 трлн.
Надо также иметь в виду, что доля российского газа в газовом портфеле континента в ближайшие несколько лет существенно сократится, и эту нишу надо будет заполнять. Кто это будет делать? Не Ливия же с Сирией и Ираком, где обстановка, мягко говоря, далека от идеальной. Так что после того, как «Южный поток», «Турецкий поток», «Северный поток-2» потерпели фиаско, TAP просто обязан сыграть исключительную роль в обеспечении энергобезопасности как минимум южной и юго-восточной Европы. Большинство восточноевропейских стран, в том числе Греция, Болгария, Румыния, Словакия, Венгрия, Чехия, Польша, пока зависят от российского топлива - годовой спрос упомянутого региона на этот товар равен примерно 60-65 млрд кубометров. После того как отечественный проект будет запущен на полную мощность, будет удовлетворена примерно треть потребностей, но ведь и это не все. К нашей инфраструктуре будут подсоединены дополнительные газопроводы, интерконнекторы, причем работа в этом направлении идет полным ходом.
Нельзя забывать еще один немаловажный момент. В мире осталось немного надежных покупателей, оплачивающих заказ не по факту и в рамках одноразовых своповых операций, а по предоплате и в гораздо больших объемах. Евросоюз - один из самых перспективных партнеров, кроме того, он лидирует в совокупном товарообороте с Азербайджаном. Трубу можно в ближайшей перспективе заполнить посредством транспортировки иранского и туркменского газа опять же в рамках Южного газового коридора.
Этот проект создаст благоприятные условия для поставок на рынки Европы товара из сопредельных государств, с которыми у нашей страны практически не осталось нерешенных проблем, за исключением спорных месторождений. Туркменистан проводит политику диверсификации экспорта, экспортные возможности Азербайджана позволяют обеспечить доставку углеводородных запасов стран Центральной Азии в Европу. Подобная практика уже есть. Вот уже несколько лет по азербайджанскому экспортному трубопроводу осуществляется транзит туркменской и казахстанской нефти в европейские страны. Почему бы не подключить газовые возможности, тем более что юридические «закавыки» тоже практически решены.
Надежность и безопасность
Более того, проект надежен с коммерческой и геополитической точек зрения - уже сегодня, за два года до первых поставок, наметился обширный круг покупателей. На территории, где пролегает трубопровод, сформируется большой пояс безопасности. В будущем Азербайджан получит дополнительные политические дивиденды, в то же время достигнет экономических целей за счет доходов от проекта Южного газового коридора.
Наряду с экономическими выгодами, реализация проекта поможет получить политические дивиденды. За день до прошлогодней церемонии закладки фундамента Президент Азербайджана Ильхам Алиев в рамках визита в Вену в связи с урегулированием нагорно-карабахской проблемы провел встречу с Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини и вице-президентом Еврокомиссии по энергетике Марошем Шефчовичем. Обе значимые персоны, к слову, приняли деятельное участие в церемонии закладки фундамента, что говорит о крайней заинтересованности главного покупателя в партнерстве с нашей страной. И это естественно, потому как официальный Баку никогда при налаживании связей не требовал от визави чего-то не принадлежащего ему по праву. Азербайджан ждет от своих партнеров поддержки справедливой позиции страны по обеспечению территориальной целостности республики и реальных шагов в этом направлении.
Играя огромную роль в проектах по транспортировке «голубого топлива» в страны Старого Света, национальное правительство Азербайджана намерено всего лишь соединить весь материк посредством энергетических трубопроводов. В любом случае, существует большая надежда, что в перспективе реализация TAP удовлетворит взаимные интересы Азербайджана и Европейского союза.
Ульви ЯГУБОГЛУ
banner

Советуем почитать