• четверг, 28 Марта, 19:25
  • Baku Баку 13°C

Лучше меньше, да лучше

11 апреля 2017 | 16:27
Лучше меньше, да лучше

ФИНАНСЫ
На пленарном заседании парламента, прошедшем в конце прошлой недели, были приняты изменения в закон «О банках». Законодательные коррективы подразумевают добровольную реструктуризацию обязательств банка и внедрение «промежуточных» кредитно-финансовых структур для передачи этим организациям вполне оздоровленных активов, а также обязательств проблемных «собратьев».
Если вкратце излагать суть затеи, это означает существенное сужение финансового сегмента экономики по классическому принципу «лучше меньше, да лучше».
В соответствии с велением времени
Начнем с того, что этим делом в рамках уставных обязательств занимается первое отечественное юридическое лицо публичного права Палата надзора над финансовыми рынками. Председатель Совета директоров организации Руфат Асланлы в ходе обсуждения проекта изменений в законодательство на заседании парламентского комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству сообщил о необходимости усовершенствования правовой базы для внедрения новых инструментов поддержки кредитно-финансовых организаций, столкнувшихся с нехваткой капитала. Отмечая необходимость соответствия местных банков ряду требований во избежание рисков, он, что называется, с фактами в руках, сообщил, что законодательством очерчено лишь два простых способа поддержки банков, столкнувшихся с нехваткой капитала, - это дополнительное вливание капитала со стороны акционеров, а если это невозможно, закрытие банка и выход его из системы.
«Что касается системных банков, законодательством предусмотрено их оздоровление за счет государственных средств. Однако исследования в течение прошлого года показали, что процесс оздоровления не обладает необходимым арсеналом инструментов, а горький опыт в Bank Standard показал, что нынешняя правовая база недостаточна для решения данного вопроса», - пояснил Р.Асланлы.
Председатель Совета директоров Палаты указал на то, что сложившаяся ситуация требует изменения банковского законодательства, поскольку правовая база, вступившая в силу еще в 2004 году, не дает достаточных инструментов для решения возникших проблем. Он апеллировал к тому, что законодательство разрабатывалось первостепенно для сохранения устойчивости текущей деятельности кредитно-финансовых организаций, однако сложившаяся в течение двух последних лет ситуация актуализировала необходимость обновлений. В целом, пакет предложений включает в себя изменения в гражданский, уголовный кодексы и в Кодекс об административных правонарушениях, а также в законы о банках и банкротстве. В частности сообщалось, что в закон «О банках» внесут такие понятия, как «резолюция», «переходный банк», «системный банк» и пр.
Надо сказать, что позиция Палаты надзора над финансовыми рынками нашла неоднозначный отклик в экспертной среде. В беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» член Коллегии адвокатов АР Акрам Гасанов выразил сомнение в адекватности ряда корректив, обсуждавшихся Национальным собранием страны. Немало вопросов у эксперта вызвало внедрение «переходных банков» в части соблюдения прав кредиторов и акционеров, поскольку речь идет о праве собственности. На взгляд нашего собеседника, широкие дискреционные полномочия Палаты надзора могут пойти вразрез с действующим конституционным законом «О нормативно-правовых актах».
В беседе с редакцией банковский эксперт также затронул вопрос неправомерности решения споров сразу в Апелляционном суде, поскольку действующая судебная система трехступенчата, и обходить ту или иную инстанцию невозможно.
Но вернемся к последним событиям, связанным с коррективами в банковское законодательство. В частности сообщается, что согласно изменениям, новые инструменты поддержки банков, столкнувшихся с нехваткой капитала, все же внедрены. В закон «О банках» внесли упомянутые понятия, кроме того, в документ также добавлен новый раздел, объясняющий процесс резолюции банков, потерявших платежеспособность. Одним из главных пунктов называют применение процесса добровольной реструктуризации банковских обязательств.
«Данная процедура широко применяется во всем мире. Это одно из возможных решений для банков, потерявших платежеспособность и столкнувшихся с проблемами. Банки смогут обратиться с заявлением о реструктуризации своих обязательств в суд. Заявление будет рассматриваться в течение 10 дней, после чего - дан ответ», - заявлял ранее Р.Асланлы.
Помимо этого, в обновленном законодательстве подверглись незначительному пересмотру условия назначения временного администратора в потерявшие платежеспособность банки. Таким образом, согласно дополнениям, временный администратор назначается в случае если уставный капитал банка составляет 25 % от минимального размера, установленного регулятором, или же в случае если коэффициент адекватности уставного капитала равен 3% при минимальных 10 %, требуемых регулятором.
Переходные банки решат проблему
Так, временный администратор может быть назначен, если банк не способен обеспечить выплаты по своим обязательствам или не обладает достаточным объемом ликвидных средств для погашения обязательств с истекающим сроком. Исключением является добровольная реструктуризация кредитно-финансовой организацией своих обязательств. Также временный администратор может быть назначен в случае отзыва лицензии банка регулятором.
В частности сообщается, что председатель комитета Милли Меджлиса по экономической политике, промышленности и предпринимательству Зияд Самедзаде проинформировал об изменениях в закон «О банках», отметив, что в случае принятия изменений будет внедрена процедура добровольной реструктуризации обязательств банка. Согласно проекту, банки смогут обратиться в суд с заявлением в связи с реструктуризацией обязательств. Заявление будет рассмотрено в течение 10 дней, после чего - принято решение.
С созданием переходных банков орган контроля над финансовыми рынками в обязательном порядке должен будет решать вопросы проблемных банков, не прошедших самостоятельно процесс реструктуризации, сказал газете «Каспiй» председатель Центра экономического и социального прогнозирования (ЦЭСР) Вугар Байрамов. Таким образом, будут решаться вопросы перевода на акции банка депозитов акционеров, а также лиц, уполномоченных принимать решения, касающиеся управления банком. Будут также решаться вопросы с продажей части акций банка и привлечением рыночных средств, а также продажей активных обязательств банка в целом или частями. Кроме того, переходные банки - это не новые кредитно-финансовые организации, а временные банки, создаваемые Палатой надзора над финансовыми рынками в упрощенном порядке для перехода туда здоровых активов и обязательств банков. При этом, спустя время, прошедший оздоровление банк выносится на продажу. Эксперт также отметил, что привлечение к ответственности менеджмента и акционеров за возникшие проблемы путем возмещения нанесенных убытков адекватно сложившейся ситуации.
Ранее сообщалось, что имущество менеджмента и акционеров обанкротившихся банков будет конфисковано и продано.
Кто виноват и что делать?
Здесь следует особо отметить заявление исполнительного секретаря партии «Ени Азербайджан», председателя парламентского комитета по общественным объединениям и религиозным образованиям Сиявуша Новрузова.
На пленарном заседании Милли Меджлиса в ходе обсуждения законопроекта «О банках» он связал сложную ситуацию в банковской сфере с тем, «что некоторые лица, которые управляли банками, последовательно расхищали финансы». По мнению С.Новрузова, требуется основательное оздоровление всей банковской системы. «Откуда нам знать, что завтра банки вновь не станут этим заниматься. В свое время был механизм контроля банков Центральным банком. Тогда каждому дали по миллиарду, а сейчас государство занято поиском этих денег, - сказал он, отметив необходимость защиты прав граждан. - В республике развивается экономика, реализуются социальные проекты, однако этого не происходит параллельно в банковском секторе, который преследует свои цели. И никто не может объяснить причину высоких процентных ставок по потребительскому кредитованию. На основании чего выдаются кредиты под такие проценты? Пусть объяснят».
Следует отметить, что совокупный объем капитала банковского сектора Азербайджана по итогам февраля текущего года составил почти 2,65 млрд манатов. Согласно отчету Палаты надзора над финансовыми рынками, в январе-феврале этого года по сравнению с данными на конец прошлого года уровень капитализации банков вырос на 38,7%, то есть совокупные активы сектора на конец февраля составили почти 30,42 млрд манатов. В принципе, для небольшой страны это немало, однако активы должны подлежать полному оздоровлению.
Но как это сделать? Как будет проходить работа? С принятием нового законопроекта санацию санкционирует исключительно Палата по надзору посредством уполномоченных структур. Основным инструментом станет прямая докапитализация регулятором проблемного банка, которая заменит долговую санацию, при которой тому предоставлялись кредиты под льготный процент, за счет разницы между которым и рыночными ставками образовывался доход, дающий ресурсы на оздоровление. Такой механизм сэкономит примерно до трети ресурсов плюс позволит не выводить проблемные банки из конкурентной среды за счет снижения процентной ставки. Можно привлечь также стороннего инвестора, который получит возможность участвовать в капитале поднадзорного банка и фактически может стать его владельцем на достаточно малозатратных условиях. А конечной целью управления банками, которые удастся рекапитализировать, является их продажа новому владельцу на открытом аукционе.
Разумеется, все эти новшества требуют не только соответствующего законодательного оформления, но и более развернутой аргументации. Но в целом, стратегия оздоровления банковской системы, судя по законопроекту, выбрана верно и может принести немалый эффект.
Но есть и социальный аспект: каждый закрытый банк - дополнительная напряженность среди вкладчиков. Этот законопроект можно было, кстати, принять пару лет назад, и тогда потери в банковской сфере были бы меньше, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать