• четверг, 28 Марта, 20:23
  • Baku Баку 13°C

Контракт вне закона

18 ноября 2017 | 11:14
Контракт вне закона

Эхо сентябрьского референдума о государственной независимости, инициированного руководством курдской региональной автономии Ирака (КРАИ), еще долго будет звенеть в ушах многих геополитических игроков.
Правительство Междуречья после того как выбило войска Масуда Барзани c так называемых спорных территорий с месторождениями углеводородов, на которых, по сути, и строилось благополучие сепаратистов, решило перекроить былые договоренности. Во всяком случае, парламентский комитет Ирака выступил на днях против контракта, заключенного между КРАИ и российским ПАО НК «Роснефть», призвав компанию отказаться от него.
По большому счету, с Эрбилем договора подписывали не только российские компании. Там очень много других зарубежных игроков, включая американцев, англичан, евросоюзовских добытчиков, представителей ОАЭ, однако, по мнению багдадских парламентариев, имеющиеся в регионе риски пока разделяет только «Роснефть».
Примечательно, что Москва, в отличие от более разговорчивых оппонентов как на Западе, так и на Востоке, была весьма осторожна - не торопясь открыто поддерживать курдскую автономию, она в то же время не прочь была получить экономические выгоды от совместной эксплуатации нефтяных богатств, сосредоточенных в ту пору в руках кланов Талабани и Барзани.
Непонятно, на чем основывался оптимизм главного исполнительного директора структуры Игоря Сечина, но он был уверен, что ее вхождение в новый проект в автономии «позволит повысить эффективность транспортировки нефти, в частности на наши нефтеперерабатывающие заводы в Германии, что соответствует стратегическим целям компании». После этого в начале года он заключил трехлетнее соглашение с сепаратистами (на ту пору «хозяевами положения») о покупке нефти на $1 млрд и уже летом договорился о доступе к управлению экспортным нефтепроводом мощностью 700 тыс. баррелей в сутки. Кроме того, 18 октября подписаны совместные документы, необходимые для вступления в силу соглашений о разделе продукции в отношении пяти блоков добычи в регионе, а это дополнительные $400 млн из кармана Кремля.
Очевидно, осознавая собственное преимущество, глава «Роснефти», выступая на недавнем Евразийском экономическом форуме в итальянской Вероне, гремел как «Александр Македонский» нефтяного бизнеса, соединяющий Запад и Восток. Он призвал страны Евразии к созданию «инфраструктурных, экономических коридоров, от европейского побережья Атлантики и Северного Ледовитого океана до азиатского побережья Тихого и Индийского океанов».
Именно тогда столь мощная экспансия русских вызвала резкое сопротивление официального Багдада и тех, кто стоит за ним, - там сочли незаконными все контракты, заключенные без участия министерства нефти. При этом центральные власти оставили за собой право оспорить договоренности в международных судах в целях защиты национального богатства. Но русские считали по своей внешнеполитической калькуляции - мол, физически помешать «Роснефти» Ирак вряд ли сможет, так как территорию курдской автономии контролирует вполне боеспособное ополчение пешмерга, поддерживаемое Вашингтоном.
Вроде все верно, но американцы вряд ли готовы крышевать там интересы Кремля, а потому - и это одна из причин - позволили иракскому спецназу вернуть под контроль Багдада спорную провинцию Киркук.
Как бы то ни было, парламентский комитет по нефти и энергетике Междуречья решительно отверг сомнительный контракт, сочтя его недействительным с точки зрения юрисдикции. Интересно, что и команда Масуда Барзани под давлением заокеанского патрона присоединилась к этой идее, заявив, что непременно подчинится решению центральной власти об аннулировании результатов проведенного в автономии референдума о независимости «с вытекающими последствиями». Это тоже является формальным подтверждением незаконности договоренности между «Роснефтью» и КРАИ о закупке нефти и разработке месторождений и невозможности ее исполнить.
Вообще-то, Москва давно интересовалась иракскими залежами, а во времена Саддама Хусейна даже активно помогала эксплуатировать их. Помнится, «Лукойл» уже в постсоветские времена осваивал месторождение Северная Курна, однако что-то не заладилось, а затем и вовсе туда влезли американцы, и на этом вроде была поставлена точка. Ну а затем началась история заинтересованности «Роснефти», которая первые активы в Междуречье получила только после приобретения «Башнефти».
О перспективах темного дела можно только догадываться, ясно одно: Багдад вряд ли станет предъявлять претензии к компаниям США и Великобритании.
Как пояснил ситуацию в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан, вернув Киркук, Ирак сам планирует восстановить добычу нефти на месторождениях провинции, а также возобновить экспорт нефти через северный трубопровод.
- Помнится, в начале 2000-х годов, во время американской экспансии производство на трех основных месторождениях в провинции Киркук сократилось примерно втрое - до 320 тыс. баррелей в сутки. Поскольку правительству Барзани нужны были деньги, оно довело добычу почти до прежних показателей, теперь же центральные власти Багдада планируют увеличить добычу до 1 млн баррелей. Также министерство нефти хочет возобновить экспорт нефти через северный трубопровод, который был взорван боевиками ИГ в 2014 году. Пока Багдад вынужден экспортировать свою нефть в Турцию через трубопровод, контролируемый КРАИ.
Планы Ирака перечеркивают задумки «Роснефти», которая договорилась с курдами о разработке пяти нефтяных блоков, расположенных в районе Киркука, суммарные извлекаемые запасы которых могут составить около 670 млн условных «бочек». Однако правительство Ирака планирует пригласить туда консорциум BP, с которым еще в 2013 году было подписано соглашение о разработке упомянутых месторождений.
По всей вероятности, «Роснефть» была уверена, что Киркук отойдет к кланам Талабани и Барзани. Во всяком случае, курды смогли убедить в этом российскую компанию и предложить ей выгодные условия сделки. Эрбиль в свою очередь рассчитывал, что Багдад испугается референдума и пойдет на уступки курдам, отдав им спорные территории, однако присутствие русских спутало карты заокеанских «хозяев положения», которые в итоге указали автономии ее место в региональной иерархии.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать