• пятница, 29 Марта, 09:40
  • Baku Баку 5°C

Манат сохранит стабильность

18 апреля 2018 | 09:11
Манат сохранит стабильность

ФИНАНСЫ
Сегодня уже очевидно, что прогресс в экономике, достигнутый благодаря структурным реформам правительства в русле диверсификации народного хозяйства, развития местного производства в ненефтяной сфере и экспортных позиций, играет роль несущей стены, гарантирующей финансовую устойчивость при стечении различных обстоятельств.
Принимая во внимание объективные обстоятельства стабильности курса национальной валюты, даже растущий спрос на доллары неспособен расшатать позиции маната.
На гребне устойчивого развития
Согласно данным официальной статистики, за истекший квартал спрос на доллары в Азербайджане действительно увеличился, с начала года возросли объемы денежной массы, реализуемой на аукционах, также повысился спрос на валюту, предлагаемую в рамках аукционов Государственного нефтяного фонда (ГНФАР).
Как сообщил по этому поводу корреспонденту газеты «Каспiй» руководитель Центра экономического и социального развития Вугар Байрамов, объемы проданной ГНФАР валюты за истекшие три месяца достигли $1,31 млрд, а это почти на две трети больше, чем за отчетный период прошлого года. Следует отметить, что именно это обстоятельство положило начало досужим домыслам о возможной просадке маната.
Однако при анализе факторов, повлиявших на динамику возросшего спроса, прослеживаются позитивные обстоятельства. Как выяснилось из ответов на запросы редакции представителей местного экспертного сообщества, нарастающий интерес к иностранной валюте является нормальным и естественным следствием позитивных подвижек в экономике и динамичного развития народного хозяйства, поскольку потребность прежде всего в баксах обусловлена нуждами производственного сектора.
Специалисты единодушны во мнении, что в настоящее время нет никаких причин для девальвации, а причины того, что некоторые банки отказывались продавать крупные партии «зеленых», кроются в нестабильной финансовой ситуации в соседней России, а ранее и в Турции, с которыми Азербайджан связывают тесные торгово-экономические связи. Но с другой стороны, есть в этом и большой плюс - раз уж рубль и лира просели, многим отечественным предпринимателям такая ситуация только на пользу, так как можно использовать выгодную курсовую маржу на закупку товаров. Для этих целей могут быть использованы некоторые долларовые активы.
По уверению независимого эксперта Ровшана Агаева, в стране нет также проблем с валютной наличностью, что доказали аукционы Центрального банка (ЦБА), на которых удовлетворяется спрос банков на инвалюту. Кроме того, стабильной ситуации способствуют и высокие биржевые цены на нефть, с учетом того, что страна все еще активно экспортирует углеводороды. По мнению специалиста, «валютный кризис» в соседних странах носит временный характер, и причины этого преодолеваются. Что касается внутренних возможностей, они-то как раз и носят определяющий характер - в сравнении с прошлым годом вдвое вырос ненефтяной экспорт, в страну поступает валюта по линии туристического сектора. Все эти факторы также указывают на то, что о девальвации маната не может быть и речи.
Что касается валют наших основных торговых партнеров, то они могут вызвать волатильность лишь на уровне 0,2-0,3%, что является несущественным фактором, да и ситуация в этих странах скоро стабилизируется. В Азербайджан поступает достаточно валюты, так что ЦБА всегда готов погасить любой спрос на наличность.
Подушка безопасности
Указанное обстоятельство не следует расценивать, как шаг правительства, направленный против спекулятивного спроса, и даже как вмешательство Центробанка в процесс продаж. При этом надо иметь в виду растущий профицит платежного баланса, который даже в условиях растущего спроса на доллары остается эффективной подушкой безопасности, предохраняющей национальную валюту от давления подобных факторов.
«Дело в том, что в первом квартале этого года только в результате экспорта неуглеводородной продукции приток валюты в страну увеличился на 30%, причем укрепление торгового баланса устраняет проблемы, сопряженные с ростом спроса на баксы», - отметил собеседник.
Что касается увеличившегося предложения по линии валютных аукционов Госнефтефонда, по мнению Р.Агаева, оно является следствием существенного увеличения (+50%) трансфертов в государственную казну сравнительно с показателями прошлого года. «Расходы бюджета текущего года также возросли, и только за три месяца этого года фиксируемый рост составил порядка $500 млн», - сказал экономист, отметив ряд причин, обусловивших потребность в долларовой массе и подметив, что упомянутые факторы являются ярким свидетельством динамичного развития местного производства и притока инвестиций в приоритетные сферы народного хозяйства.
Ведь если приглядеться к данным ЦБА, только в феврале этого года объемы иностранных активов коммерческих банков увеличились примерно в два раза к отчетному периоду прошлого года - до $3,5 млрд, причем потребности местных кредитно-финансовых структур удовлетворяются как возможностями внутреннего валютного рынка, так и за счет внешних заимствований.
Но вернемся к упомянутому выше индикатору экономического роста, проявившегося в устойчивой динамике спроса на иностранную валюту. Как и следовало ожидать, прогресс в сфере частного предпринимательства стимулирует объемы импорта для производственных целей, а потому только за три месяца этого года импорт в частном секторе в денежном выражении увеличился более чем на треть - до $1,7 млрд.
Стабильность - во главе угла
По предварительным оценкам, производственный импорт также имеет тенденцию к росту, поскольку масштабный прогресс, наблюдаемый в государственном секторе, также не может обойтись без ввоза определенной части оборудования, технологий и ряда товаров, приобретаемых за доллары, а следовательно, именно динамика развития лежит в основе этого процесса. Только с начала этого года уровень завозимой продукции, без учета частников, увеличился более чем в 2,5 раза - до $390 млн, но тут ничего не поделать, так как развитие требует расходов.
Помнится, три года назад основной причиной, по которой Центробанк вынужден был провести девальвацию, было как раз ухудшение торгового баланса с преобладанием импорта над экспортом в условиях мирового кризиса. Но все познается в сравнении - в то время, как основные экономики «впали в спячку», а прочие и вовсе скатывались в долговую яму, мы набирали процент-другой в росте ВВП и даже наращивали бюджетные поступления. А сегодня бурное развитие, вызванное структурными преобразованиями экономики, сопровождается позитивными подвижками и даже избытком государственной казны. Помимо нефтяного фактора, стремительное восхождение неуглеводородных отраслей экономики также повлияло на рост бюджетных поступлений, и если на протяжении всего минувшего года экономика только и делала, что преодолевала негативные последствия мировой финансовой нестабильности, текущий цикл отметился существенным ростом показателей.
Только в первом квартале этого года экономика страны выросла на 2,3%, а валютные резервы увеличились на $2,2 млрд. Согласно данным, прозвучавшим в ходе прошедшего на днях заседания правительства по итогам социально-экономического развития, в первом квартале текущего года ненефтяная промышленность страны выросла на рекордные 10%, а рост в приоритетной отрасли сельского хозяйства составил 4,2%.
Оптимальный курс
Между тем, как сказал корреспонденту газеты «Каспiй» председатель Общественного объединения международных экономических исследований Фикрет Юсифов, на сегодняшний день сложившийся курс маната открывает хорошие возможности для стимулирования экспорта в ненефтяном секторе и является оптимальным. «Нынешний курс нашей валюты открывает широкие возможности для стимулирования экспорта в ненефтяном секторе, а потому нельзя рассматривать лишь негативные последствия резкого изменения курса, ведь это важный момент, открывающий перспективы для вывоза местной продукции на зарубежные рынки», - сказал эксперт.
Государственная политика, направленная на достижение комфортной деловой среды, а также таможенные реформы последних лет содействуют развитию экспортного потенциала. «Стабильной ситуации с валютой в Азербайджане способствуют и высокие мировые цены на нефть, и солидный профицит в торговле с Евросоюзом - нашим основным торговым партнером на протяжении долгого времени.
Что касается ненефтяной сферы, тут ситуация еще проще - активными покупателями нашей плодоовощной продукции и вообще того, чем богат местный агропром, являются страны европейской части постсоветского пространства. Судя по официальным данным, в объемах ненефтяного экспорта из Азербайджана лидирует российское направление - $553 млн, что составляет более трети совокупных поступлений от этого сегмента», - сказал Ф.Юсифов, отметив при этом, что упавший курс рубля и турецкой лиры не окажет негативного влияния на манат, принимая во внимание объективные обстоятельства на внутреннем и внешних рынках.
Аналогичное мнение выразил в беседе с нами финансовый аналитик Акрам Гасанов, отметивший, что падение рубля и лиры не окажет прямого воздействия на курс азербайджанской денежной единицы. «Поскольку манат привязан к биржевой стоимости нефти, проблемы России и Турции напрямую на нас не повлияют, а если и скажутся, то несущественно. Тут тоже есть положительный момент - вытеснение северян с энергетического рынка можно даже расценивать, как «плюс» для Азербайджана. Однако нагнетание ситуации в мире может обернуться крахом глобальной экономики. Тогда и у нас будут проблемы, впрочем, как и у всех», - уверен эксперт.
Индикатор прогресса
Между тем, как следует из структуры платежного баланса, уже второй год подряд отмечается снижение оттока капитала, а сальдо баланса внешней торговли имеет плюсовое значение благодаря превалированию экспорта над импортом. Впрочем, ЦБА не хочет сильного укрепления маната, но и не допустит экономически невыгодной девальвации, которая может вновь поставить под угрозу банковский сектор. На взгляд экспертов, до конца года курс так и останется на уровне 1,70-1,72 AZN/USD.
В целом же страна достигла ключевой цели по увеличению валютных резервов, поскольку именно это обстоятельство является свидетельством не только экономической, но также политической независимости страны, стабильности ее денежной единицы.
Кстати, с учетом того, что настроения в банковской сфере страны являются главным свидетельством финансовой стабильности и отсутствия повода для беспокойства, прислушаемся к мнению ее представителя. «Сегодня нет оснований для удешевления маната и роста курса иностранной валюты», - сказал накануне советник председателя правления NIKOIL Bank Джалал Нагиев, по словам которого, стабильности маната способствует целый ряд позитивных факторов, в том числе сопряженных с ростом внутреннего производства.
Что же касается цены нефти, индексы «черного золота» держатся на уровне $70, причем азербайджанская нефть недавно обновила почти 3,5-летний максимум, достигнув $74. Эти цифры намного превышают базовую стоимость нефти, которая заложена в государственный бюджет ($45). Следовательно, в этом году также не будет проблем с исполнением бюджета, а манат останется на стабильной отметке.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать