• среда, 24 Апреля, 07:55
  • Baku Баку 13°C

Реформистская рациональность

04 января 2019 | 09:01
Реформистская рациональность

ФИНАНСЫ
С начала нового, 2019 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс (НК), находившиеся в центре обсуждений на протяжении нескольких последних месяцев. С началом действия обновленного кодифицированного законодательного акта, установившего новую систему налоговых сборов, экономисты связывают различные ожидания, а отношение к обновленному документу в экспертных кругах сложно назвать однозначным.
В отношении новой редакции НК в экономических кругах на сегодняшний день наблюдается резкая полярность мнений и взаимоисключающих позиций. Примечательно, что сугубо позитивные заявления, исходящие от сторонников обновленного документа, сводятся к обещанию райских условий для деловых кругов в условиях усиленной государственной поддержки позиций малого и среднего предпринимательства. В свою очередь противники обновленного кодекса предрекают бизнесу более жесткий фискальный прессинг, отмечая необходимость пересмотра этого документа.
Почему только частный сектор?
Бизнес - слово простое, однако за ним стоит тысяча смыслов, сотни тысяч проблем и миллион возможностей для частников, а потому адекватная оценка налоговой оптимизации для сложной рыночной ситуации нуждается во взвешенном подходе.
В поисках золотой середины оценок при подходе к этому вопросу корреспондент газеты «Каспiй» обратилась к заместителю директора Русской экономической школы (RESH)UNEC, доктору экономических наук профессору Эльшаду Мамедову. Выбор редакции неслучаен, поскольку ученый вплотную занимается анализом текущих изменений и создавшейся ситуации в налоговой сфере страны. Внимательный читатель может припомнить немалое количество публикаций, освещавших позицию и предложения профессора в русле оптимизации налогово-бюджетной политики в самый разгар важных преобразований, способствующих раскрытию инициативности предпринимателей.
«Подход к управлению налогово-бюджетной политикой должен быть комплексным, вместе с тем системным и сложноструктурированным, - очертил специалист основные условия успеха налоговой реформы. - На сегодняшний день, согласно актуальной мировой экономической теории, эта политика должна соответствовать формированию доходов в национальном масштабе. В первую очередь налоговая нагрузка должна коснуться именно тех секторов экономики, где формируется львиная доля национального дохода. Это значит, что большая часть налоговой нагрузки должна ложиться на сферы народного хозяйства, где национальный доход формируется в большей степени».
Применительно к отечественной экономике, отметил ученый, речь идет о тех ее сферах, где формируется природная рента. «На мой взгляд, налоговая нагрузка должна приходиться в большей степени на сырьевой сектор, связанный с экспортом природного сырья. Надо отметить, что пакет нововведений, вступивший в силу с января текущего года, за последние годы является самым масштабным новшеством в налоговой сфере и предусматривает облегчение налогового бремени на ненефтяной сектор экономики. В первую очередь привлекает внимание освобождение от подоходного налога физических лиц в ненефтяном частном секторе», - ученый обращает внимание, что данное решение имеет первостепенно социальный характер.
Такое заключение вызвано незначительным объемом средств, которые формируются в форме доходов физических лиц в ненефтяном частном секторе. В целом же, принимая во внимание социальный подтекст этого новшества, на взгляд Э.Мамедова, было бы целесообразно охватить подобной инициативой и государственный ненефтяной сектор, который также нуждается в существенной социальной поддержке. Таким образом государство могло бы внести лепту в устранение существенных диспропорций, наблюдающихся на сегодняшний день в национальной экономике. Это тем более важно, что таким образом можно существенно увеличить и приблизить к оптимальному показателю соотношение доли оплаты туда в ВВП и приближение ее к оптимальному уровню.
«В передовых странах удельный вес оплаты труда в структуре ВВП находится, приблизительно, на уровне 60-70%. У нас эта цифра не превышает 20%. Думаю, для устранения существенной диспропорции необходимо увеличение удельного веса оплаты труда в структуре ВВП. С точки зрения решения этого вопроса облегчение налогового бремени на доходы физических лиц, занятых в ненефтяном частном секторе, было достаточно правильным решением и заслуживает одобрения. Однако такой подход должен был распространяться и на государственный ненефтяной сектор», - считает Э.Мамедов.
Ученый отметил, что изменения в Налоговый кодекс в целом носят характер облечения налогового бремени на бизнес, и этот подход является правильным: «Однако снижение налоговой нагрузки на предпринимателей должно носить характер параллельного стимулирования роста инвестиций, что крайне необходимо для нашей экономики. Поэтому бизнес должен получить возможность не просто сокращения налоговой нагрузки на прибыль, но иметь условия для перенаправления этих средств в инвестиции, амортизационные отчисления и модернизацию. Только тогда можно ожидать, что деловая активность в стране еще более усилится, а налоговые преобразования послужат увеличению инвестиционных потоков в реальный ненефтяной сектор», - считает профессор.
Без фискального подтекста
Говоря об инфляционных ожиданиях, с которыми в экономических кругах связывают вступление в силу новой редакции Налогового кодекса, Э.Мамедов считает, что это обстоятельство не окажет сколько-нибудь негативного влияния на ценовые реалии в стране. «Думаю, что с точки зрения увеличения финансовых средств в обороте населения или бизнеса, а также возможности негативного влияния этого на инфляционные процессы, серьезной проблемы не ожидается, - говорит профессор. - Природа инфляции в нашей стране за последние три десятилетия сформирована таким образом, что у нас нет инфляции спроса, но сформирована инфляция издержек и инфляция предложения. Можно констатировать, что избытка денежной массы в местной экономике с начала 90-х годов фактически не наблюдается. После развала СССР инфляция на постсоветском пространстве формируется за счет инфляции издержек и предложения. Избыточная денежная масса в нашей стране не сформирована и в ближайшие годы, на мой взгляд, этого ожидать не приходится».
Если же рассматривать риски инфляции с точки зрения увеличения издержек бизнеса в результате налоговых нововведений, собеседник отмечает, что, конечно же, налоговые отчисления являются существенной статьей расходов для деловых кругов, и он лично неоднократно предлагал уменьшение налогового бремени в первую очередь на те сектора экономики, где формируется высокий уровень добавленной стоимости, - перерабатывающие сферы.
«С этой точки зрения налоговые реформы, безусловно, должны носить системный характер. Следует постепенно отказываться от такого ущербного вида косвенного налогообложения, как налог на добавленную стоимость. С точки зрения борьбы с инфляцией это было бы крайне выгодным и необходимым решением. Те доходы, которые государство потеряет в результате ухода от НДС, можно будет компенсировать налогом с продаж, а также увеличением эффективности управления экономикой, увеличением показателей энергоэффективности и освобождением целой армии бухгалтеров, которые заняты в достаточно сложном процессе его начисления», - говорит ученый.
Ущербный налог
Сам по себе упомянутый налог объективно направлен на снижение деловой активности, полагает Э.Мамедов. По его мнению, НДС действует в тех секторах экономики, где формируется высокий уровень добавленной стоимости, производится высокотехнологичная продукция и фактически формируется будущее национальной экономики.
«Это сферы с высоким уровнем глубины обработки, которые относятся к перерабатывающим секторам. А потому комплексная налоговая реформа, безусловно, должна включать и постепенный уход от НДС, что само по себе будет вносить существенный вклад и в борьбу с инфляцией и экономический рост в нашей стране», - касаясь налоговых новшеств в целом, экономист отметил, что они не несут в себе каких-либо инфляционных рисков, поскольку направлены на снижение налогового бремени в ненефтяном секторе. Это обстоятельство, на взгляд Э.Мамедова, не может способствовать увеличению инфляционных показателей.
Между тем в довесок ко всему прочему уже с начала года для индивидуальных предпринимателей вступили в силу новые льготы по подоходному налогу. В частности сообщается, что льготы будут действительны только для предпринимателей, занимающихся розничной торговлей. В течение трех лет они будут освобождены от уплаты подоходного налога в размере, равном 25% от объема безналичной продажи. Кроме этого, появилась информация, что резидентам «Парка высоких технологий» Национальной академии наук Азербайджана могут быть предложены новые налоговые и таможенные льготы.
«Главная цель - сформировать привлекательную инвестиционную среду в технопарках. Предложения будут представлены в соответствующие инстанции, и мы надеемся, что они найдут свое отражение и в налоговом, и в таможенном кодексах. Что касается непосредственно НДС, министерство работает над подготовкой предложений по его дифференции в сфере медицины», - сказал заместитель министра налогов Сахиб Алекперов во время недавней пресс-конференции, посвященной изменениям в налоговое законодательство.
Кстати, в настоящее время ставка налога на добавленную стоимость в Азербайджане составляет 18%, при этом экономисты неоднократно предлагали дифференцированный подход к этому косвенному показателю.
В рамках разумного
Одним из важнейших реформистских начинаний можно считать содействие субъектам микробизнеса, которые будут выплачивать налоги с уже подсчитанными льготами. Согласно новой версии НК, льготы субъектам микропредпринимательства включают освобождение от подоходного налога и налога на прибыль с трех четвертей дохода, полученного от предпринимательской деятельности. Кроме того, юридические лица и частные предприниматели освобождаются от уплаты налога на имущество.
По мнению нашего собеседника, оздоровляющие реформы нужны экономике, поскольку их эффективность зависит от комплексного и системного подхода к решению поставленных задач. «Осуществление налоговых преобразований в какой-то отдельной сфере, скажем, сегменте доходов физических лиц, не должно носить характер точечных решений, не затрагивающих систему налоговой политики. Например, уменьшение налогов на доходы физических лиц не должно привести к тому, чтобы у бизнеса появился соблазн перенаправить прибыли в сторону физлиц с целью уклониться от налогообложения. Поэтому решения должны быть системными и ведение каких-то послаблений с точки зрения налога на прибыль должно осуществляться в таком формате, чтобы эти средства направлялись на инвестиции и модернизацию, амортизационные отчисления», - подчеркивает профессор, отмечая, что только в этом случае можно говорить об эффективности налоговых реформ.
Э.Мамедов более чем уверен, что налоговая политика должна носить комплексный характер и содействовать экономическому росту, что крайне важно для национальной экономики.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать