• пятница, 29 Марта, 18:44
  • Baku Баку 14°C

Пчеловодство: плюсы и минусы карантина

22 мая 2020 | 16:44
Пчеловодство: плюсы и минусы карантина

ЭКОНОМИКА
Пандемия и режим особой изоляции незначительно повлияли на хозяйства, занятые разведением медоносных пчел. Благодаря удаленности пасек - пчеловодство в стране концентрируется в основном в горных районах, пчел держат вдали от посевных площадей и случаи их гибели наблюдаются редко, а временные сложности для местных пасечников все же были.
О карантинных буднях местных производителей и перспективах отрасли рассказал накануне журналистам президент Ассоциации пчеловодов Азербайджана Бадраддин Хасратов. По его словам, влияние карантина на пчеловодческие хозяйства наблюдалось в самом начале введенных на территории страны ограничений на передвижение граждан. Пчеловоды не могли попасть на пасеки, сказались непривычные для сельских жителей ограничения в виде sms-пропусков. Если же учесть немалое число пчеловодов, чей возраст превышает 65 лет, запрет на выход из дома означал для них невозможность заниматься своим медоносным хозяйством.
Нет худа без добра
Обращения в ответственные инстанции, конечно же, были, говорит Б.Хасратов. Ассоциация приводила веские аргументы, оповещая чиновников, что работают пасечники на природе, в лесах, где нет большого количества людей. Сама по себе такая деятельность проходит в режиме изоляции, а потому запрещать заниматься хозяйством таким пчеловодам не имеет смысла. Смягчение режима карантина оказало благотворное влияние на отрасль, а режим изоляции не сильно повлиял на продажи продукции наших пасечников. В этом плане пандемия коронавируса пошла отрасли на пользу, поскольку из-за рисков инфицирования люди стремятся укрепить иммунитет, а лучшего средства, чем мед для этого не придумаешь.
Следуя житейской мудрости нет худа без добра, пандемия коронавируса хоть и создавала проблемы для пчеловодов, но серьезно помогла отрасли, увеличив по итогам января-апреля продажу меда примерно на пятую часть. Проблем с реализацией целебной продукции в розничной сети тоже не было, поскольку речь идет, главным образом, о крупных фирмах, занимающихся этим видом деятельности уже много лет. Кроме того, упомянутый бизнес не испытывал проблем даже при карантине, пользуясь системой разрешительных пропусков и поставляя продукцию пчеловодов по всей стране. И все же карантин, ограничивший передвижение пасечников старше 65 лет, вносил свои корректировки в пчеловодство, где люди старшего возраста представлены чаще всего.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» эксперт по сельскому хозяйству Фуад Ализаде, принимая во внимание ограниченную кормовую базу, местные пчеловоды стараются переносить своих пчел в более благополучные для содержания места, туда, где корма больше. «В начале весны основой кормления пчел становится акация. Местные пасечники переносят свои хозяйства в акациевые леса. Цветки белой акации дают пчелам много нектара и пыльцы. Мед с белой акации превосходного качества, водянисто-прозрачный, с нежным приятным запахом и вкусом, практически годами не кристаллизуется, оставаясь в жидком состоянии», - говорит эксперт.
Все это манит путешествующих пасечников, ведь меда при таком изобилии корма хватает не только на всю семью, целебный продукт приносит доход. Пчеловодство для наших пасечников не только хобби или подработка, а порой и основной бизнес, стоивший немалых сил и расходов. Однако, чтобы пасека могла прокормить семью ее владельца, надо иметь, по меньшей мере, сто ульев. А развивать проект недешево: каждый улей с маткой, рамками и вощиной обходится недешево, хотя и окупаются такие инвестиции на протяжении одного сезона. «От пчел аграриям тоже польза большая, - делится собеседник. - Там, где они опыляют культурные растения, урожай может увеличиться на треть».
Другой причиной, вынуждающей пасечников путешествовать со своим медоносным хозяйством, специалисты называют обработку полей химикатами. В низменных районах, где выращивается хлопок, также получают мед, но хлопковый мед быстро сахарится, поэтому он не пользуется популярностью. Словом, карантин и сопряженные с ним сложности, преходящи, а решению насущных проблем отрасли уделяется особое внимание профильных структур.
Для предотвращения проблем в пчеловодстве между Государственной службой фитосанитарного контроля и отделами Ассоциации пчеловодов было подписано соглашение, по которому владельцев пчеловодческих хозяйств предупреждают о начале химической обработки. Однако законодательство не позволяет контролировать частные компании по обработке химикатами. Потому оно нуждается в переработке, чтобы восполнить этот пробел. После внесения поправок частные компании можно будет обязать информировать пчеловодов о начале обработки химикатами, с тем, чтобы не навредить такому важному продукту, как мед.
Путь к сердцу потребителя
Сегодня правительство проводит политику всесторонней поддержки приоритетной отрасли, говорит Ф.Ализаде, в том числе используя запрет на импорт, если случается такая необходимость. «Возможно, кому то эти меры могут показаться жесткими, однако практика показывает, что запрет на импорт в ряде случаев сопровождается ростом отрасли и эффективностью прочих мер поддержки, в частности, субсидирования», - говорит эксперт.
Для поддержки малого предпринимательства и обеспечения занятости сельского населения глава государства подписал распоряжение «О стимулировании развития пчеловодства». Согласно документу, физическим и юридическим лицам, занимающимся пчеловодством, в течение 5 лет будут предоставляться субсидии в размере 10 манатов за каждую пчелосемью.
Поддержка сельского хозяйства в целом и пчеловодства в частности реально способствовала беспрецедентному росту отрасли. Так, в позапрошлом году в Азербайджане было произведено 3 тыс. тонн меда, а в минувшем году производство достигло уже 6 тыс. тонн. Заметно выросла производительность, и если в предыдущие годы каждая пчелиная семья давала 8-10 кг меда, ныне средняя производительность составляет около 15 кг. В результате наша страна уже начала экспортировать мед.
Стратегия развития отрасли направлена в первую очередь на полную замену импорта внутренним производством, а также на проведение ряда мероприятий для увеличения экспорта азербайджанского меда. Но без трудностей здесь не обходится. По словам Б.Хасратова, при экспорте меда у пчеловодов требуют проведение анализа по необходимым показателям, однако Азербайджанское агентство по продовольственной безопасности не может провести анализ меда и представить требуемые показатели.
«Скажем, Объединенные Арабские Эмираты требуют от нас показать уровень электропроводности в меде или долю массы в едином объеме. А наше Агентство не может предоставить эти показатели. Или же, скажем, требуется указать содержание глюкозы и фруктозы в сахаре, а наши лаборатории не могут предоставить это. Поэтому приходится отправлять мед на анализ в Турцию и экспортировать его только после получения ответов. Все это - дополнительные расходы. Так что разрешение на вывоз - пока большая проблема для нас. Ранее мы экспортировали в Японию 6-8 тонн меда в год. Ввиду того, что мы не смогли провести вышеупомянутые анализы, нам не удалось вывезти эту продукцию в страну Восходящего солнца, и в результате мы потеряли рынок сбыта», - сообщил он, отметив, что в этом году наши пасечники ожидают повышения производства меда и улучшения экспортных позиций.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать