• четверг, 18 Апреля, 11:35
  • Baku Баку 12°C

Армения нет в повестке внешнеполитических приоритетов для президента США – Эксперты

17 сентября 2019 | 16:20
Армения нет в повестке внешнеполитических приоритетов для президента США – Эксперты
«Премьер-министр Армении едет к Трампу». Примерно такие заголовки появились на днях в российских и армянских СМИ.
Сегодня пресс-служба председателя правительства Армении опубликовала повестку его визита в Соединенные Штаты. Согласно ей Никол Пашинян 22 сентября посетит Лос-Анджелес – «самое армянское место США», где встретится с одной из крупнейших в мире армянских общин и примет участие в митинге в центре города, где выступит с речью. Также предполагаются встречи с руководством города и штата Калифорния, армянских духовных и светских структур, представителями армянских СМИ.
Также премьер-министр Армении примет участие в бизнес-форуме с местными предпринимателями, посетит в Сан-Хосе – Силиконовую долину, где встретится с представителями сферы высоких технологий, а также специалистами армянского происхождения.
После этого в Нью-Йорке Пашинян примет участие в работе 74-й сессии Генассамблеи ООН и выступит с речью. Он также встретится с генсеком ООН Антониу Гутерришем.
Итого, официального подтверждения, что глава Кабмина Армении в ходе своего визита в Соединенные Штаты встретится с американским лидером, нет, как впрочем, и с любыми официальными лицами США высокого уровня.
Некоторое время назад армянские СМИ сообщили, что Никол Пашинян жестко потребовал разъяснений от посла Армении в США, почему он до сих пор не смог организовать встречу армянского премьера с Дональдом Трампом или госсекретарем США Майком Помпео.
«Были визиты, были контакты. По поводу встречи (Пашиняна) с Трампом и Помпео — у нас не было встреч с ними, но от этого уровень нашего диалога с США не стал ниже, на деле он еще более активизировался», — заявил Мнацаканян и заверил, что детали повестки визита Никола Пашиняна в США будут обнародованы, как только она будет приведена в окончательный вид». Но никакой конкретики, что же будет делать премьер-министр Армении, кроме как встречаться с армянской диаспорой, так и не появилось.
Заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Джордж Кент, комментируя предстоящий визит в Соединенные Штаты Никола Пашиняна, заявил, что США хотят видеть мощную и процветающую Армению
По его словам, с момента обретения Арменией независимости Соединенные Штаты предоставили Еревану помощь в размере более двух миллиардов долларов посредством образовательных и многих других программ, которые были направлены от благоустройства сельскохозяйственной сферы, до гуманитарной помощи, разминирования военной зоны.
Напомнил Кент и о «бархатной революции» в Армении, подчеркнув, что мирная смена власти весной 2018 года открыла новые двери для развития этой страны, и США очень заинтересованы в помощи Еревану в этом деле.
Таким образом, главной целью поездки Пашиняна в США на фоне очередной неудачи с организацией столь желанной встречи с высшим руководством страны, выступает стремление договориться с армянской диаспорой об инвестициях в Армению, об отсутствии которых неоднократно в разных формах напоминал Пашинян.
По мнению экспертов, если учитывать, что аналитики и СМИ месяцами обсуждают возможность встречи Трампа с лидерами держав и встречи готовятся глобально, говорить о переговорах американского лидера с главой Армении на фоне совершенно иной международной повестки, где присутствует Сирия, Украина, изначально было довольно странно.
С другой стороны, такая встреча, полагают некоторые аналитики, была бы возможна, если бы Армения, которую уже бывший советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон некоторое время назад приезжал прощупывать на предмет «дружбы против Ирана», согласилась на подобную сделку с Вашингтоном. Однако процент того, что Ереван на это согласится, чрезвычайно низкий. Ведь с Ираном у Армении общая граница. Да и сами США, по-видимому, особо настаивать на этом не будут.
Так, по словам эксперта-американиста Дмитрия Дробницкого, «все, что находится очень далеко, глубоко в Евразии, за исключением может быть Азиатско-Тихоокеанского региона, для США сегодня гораздо менее интересно, чем для предыдущей администрации.
«Трамп мало интересуется маленькими региональными раскладами, если только не знает, что завтра они повлияют на его внешнеполитический проект», - отмечает эксперт и продолжает: «Это с одной стороны, с другой – все, что так или иначе близко к Ирану, будет вызывать у Вашингтона определенный тактический интерес. Поскольку у Армении есть граница с Ираном, то и интерес допустим. Встреча Трампа и Пашиняна, полагаю, возможна, только если Армения предложит США антииранскую повестку. Но такой расклад в итоге вряд ли возможен, поэтому мне сегодня сложно представить, чтобы США сделали Армении такое предложение, от которого стыдно было бы отказываться. Я просто не вижу конфигурации, согласно которой Вашингтону и Еревану можно было бы строить стратегическое партнерство или еще что-то в этом роде. При администрации Обамы, это, наверное, было бы возможно, при администрации Трампа – нет. Если сегодня невелик интерес США к Западной Европе, за исключением Великобритании, что вообще тогда говорить о Южном Кавказе. Вот Болтон приезжал в Армению, Азербайджан, Грузию, прощупывал иранскую тему. Где он теперь?! Проблема Болтона была в том, что он пытался вести собственную, независимую от Трампа линию. Это перешло границы, а Трамп такого не терпит, и Болтон пулей вылетел из Белого дома», – отмечает эксперт.
Также, по мнению Дробницкого, неинтересен Соединенным Штатам и карабахский вопрос. «Карабах США точно не рассматривает как приоритет внешней политики США. Он далеко за пределами приоритетов, которые стоят перед ним», – говорит эксперт.
«Заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Джордж Кент недавно заявлял, что США заинтересованы в помощи Армении после «бархатной революции». Но, честно говоря, действительного веса слова Кента мало имеют. Решения по внешней политике в итоге принимают люди уровня Майка Помпео, а то и сам Трамп лично. Поэтому имеет вес только тогда, когда мы их слышим от самого президента США. Даже Украина, на которую было нацелено внимание Соединенных Штатов, выслушала разные слова про демократию, но мало чего получила в итоге, а сейчас она вообще пребывает в ужасном соcтоянии. Возлагать серьезные стратегические надежды на то, что Армению кто-то возьмет похлопает по плечу и скажет, что она нужна, не стоит. Вообще, обращать слишком много внимания на то, что скажут в волшебном Вашингтоне или Брюсселе, это болезнь роста наций», – уверен эксперт.
Политолог Игорь Коротченко также указывает на то, что Армения не числится в повестке неотложных дел, внешнеполитических приоритетов для президента США. «Трампа сейчас больше интересует ситуация вокруг Ирана, Саудовской Аравии, Сирии. И Пашинян, может быть, и ставленник США, как многие говорят, но если Трамп ни во что не ставит своих партнеров в Европе, а это ближайшие союзники Соединенных Штатов по НАТО, то что говорить об Армении. Что касается того, что Пашинян якобы выговаривал что-то послу Армении в США о неспособности организовать встречи с Трампом или Помпео, на самом деле посол – не та фигура, которая реально могла бы устроить такие переговоры. Армянская диаспора в США – в большей степени. Она более влиятельная, обладающая огромными финансовыми ресурсами. Тем более впереди в США новый цикл президентских выборов, поэтому в принципе диаспора, возможно, и могла бы что-то сделать для Пашиняна. Но, видимо, не было желания да и зачем вкладываться в нестабильное государство», – поясняет эксперт.
По словам Коротченко, премьер-министр Армении ищет встречи с президентом США, но ему в первую очередь стоило бы усиливать свои внутриполитические позиции, поскольку они очень серьезно пошатнулись. «В правящей верхушке Армении раздрай. Вот вчера Никол Пашинян отправил в отставку главу Службы национальной безопасности Армении Артура Ванецяна, замешанного в скандале с прослушкой по делу экс-президента Роберта Кочаряна. Ванецян обвинил власти в стихийности решений и огульности действий и призвал армянские власти опомниться. Что тут скажешь – пауки начали грызться в банке. На фоне всей этой внутриполитической возни в Армении встреча с Трампом помогла бы Пашиняну показать электорату, что он, премьер Армении, может на равных разговаривать с американским лидером. Но, как видим, не получилось», – констатирует эксперт.
«Пашинян сегодня везде ищет инвестиции – в России, Франции, США. Но никто не будет вкладывать в страну, которая находится в состоянии войны, в государство с неурегулированными территориальными проблемами, связанными с тем, что эта же страна нагло оккупирует 20% другого государства – Нагорный Карабах и 7 районов вокруг него. То есть в итоге все эти поездки и встречи Пашиняна больше служат внутриполитическому пиару, чем дают реальный результат», - говорит эксперт.
Коротченко допускает, что если бы встреча Пашиняна с Трампом все-таки произошла, то премьер Армении попытался бы поднять в нужном ему русле нагорно-карабахскую проблему. «Но я полагаю, США не стали бы поддерживать армянскую позицию, все же Вашингтон привержен существующим принципам урегулирования карабахского конфликта и исходит из безусловного признания территориальной целостности, суверенитета Азербайджана над оккупированными территориями и необходимости выполнения соответствующих резолюций Совбеза ООН по освобождению азербайджанских территорий от армянских формирований», - отмечает эксперт.
Вместе с тем Коротченко указывает на четкий прозападный вектор сегодняшней Армении, за развитием которым Россия не может не следить. «Конечно, Армения суверенное государство, которое может взаимодействовать с кем ему заблагорассудится. Россия тут не может указывать ни Пашиняну, ни Еревану, куда какие визиты совершать, с кем встречаться, какие переговоры вести. Москва комплексно смотрит на ситуацию. Мы исходим из того, что Пашинян пришел к власти насильственным путем, а дальше просто легитимизировал захват власти через внеочередные парламентские выборы. Это факт, который никем не может быть оспорен.
И в оценке политики Армении и политики Пашиняна как ее руководителя на нынешнем этапе Россия исходит из комплексного анализа того, что происходит, какие заявления звучат, с кем поддерживаются контакты. Разумеется, Армения – наш партнер по ОДКБ, и все профильные ведомства России следят за тем, что происходит в республике, как, впрочем, и на всем постсоветском пространстве. Пока мы не видим никаких обнадеживающих сигналов со стороны Армении. Мы просто видим, что в окружении Пашиняна очень много людей, занимающих ключевые посты, которые прошли соросовские гранты, центры подготовки политических элит, протестных активистов. Это люди определенного сорта, ориентированные идейно на Запад. В целом прозападный вектор Армении достаточно четко обозначен. Вопрос, куда эти процессы будут заводить страну? Мы были бы рады, если бы господин Трамп, конгресс США взяли и вдруг приняли решение выделить Армении безвозмездно 20 млрд долларов в качестве дружеского жеста. Но этого не будет. И Армения это понимает», – говорит эксперт.
Игорь Коротченко считает, что Запад сегодня не заинтересован и в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. «Что касается интереса США, Запада к урегулированию нагорно-карабахского конфликта, если бы он хотел, он бы его давно урегулировал. Стало быть, такое вялотекущее состояние скорее всего выгодно. Потому что играть на противоречиях, соответственно, пытаться проводить такую политику, чтобы добиваться каких-то вещей, выгодных для себя.
С Азербайджаном же это не получится – Баку руководствуется только собственными национальными интересами, и чьи-либо попытки разыграть карабахскую карту, заставить Баку принять какие-то решения, невыгодные для самого Азербайджана, ни у кого это не получится, в частности у США. Мы помним, как приезжал Болтон. Приехал, поговорил, уехал. Россия же ценит в Азербайджане прежде всего стабильного предсказуемого, прагматичного и спокойного партнера. В отношениях же с Арменией у нас то тупик, то провал, непонятные «пляски» Еревана. Такого нет в отношениях между Россией и Азербайджаном. Это очень важно. Очень многие эксперты, политологи, лица во властных кругах говорят, что членство Азербайджана в ОДКБ, в евразийских структурах дало бы направление на еще более плотное стратегическое взаимодействие между странами. На официальном уровне Россия подтверждала и будет подтверждать приверженность территориальной целостности Азербайджана, необходимости урегулирования нагорно-карабахского конфликта на принципах, определенных соответствующими резолюциями Совбеза ООН».
Директор Института политических исследований Сергей Марков считает предстоящую поездку Никола Пашиняна с точки зрения очередной «недоговоренности» о встрече с руководством Соединенных Штатов безусловным проколом.
«Конечно, Пашинян хотел и хочет встретиться с Трампом, для него это было бы повышением статуса. И единственное, почему могла бы быть возможной встреча президента США с Николом Пашиняном, – это голоса огромной армянской диаспоры. Если бы она вдруг произошла, то стала бы просто показной. Трамп посидел бы просто перед Пашиняном напоказ СМИ, в общем-то ничего более и не было бы. На том и разбежались бы.
На самом деле встреча Пашиняна с Трампом для Армении бы ничего не решила, кроме как подняла бы статус армянского премьера в глазах общественности республики. Главное, зачем Никола Пашинян едет в Соединенные Штаты – это все-таки разговор с диаспорой. Ему нужны деньги для своих политических проектов, и он будет стараться эти деньги получить. Армянская диаспора богатейшая, а деньги в экономику Армении вкладывает минимум. И Пашиняну эту проблему надо решить.
Кроме того, он хочет договориться по карабахскому вопросу. Диаспора по карабахской теме занимает одну из наиболее жестких, радикальных позиций – то есть никаких территорий Азербайджану. Пашинян же намерен поставить диаспоре условие – либо вы вкладываете в мои политические проекты по-настоящему серьезные деньги, либо я отдаю Азербайджану территории вокруг Карабаха в обмен на деблокаду. Вполне возможно, что какие бы заявления со стороны Никола Пашиняна сейчас в Азербайджане ни слышали, он встретится «на ногах» с президентом Ильхамом Алиевым на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке», – полагает эксперт.
Вместе с тем, по мнению Маркова, сегодня США заинтересованы в своих южнокавказских партнерах в большей степени как инструментах получения необходимого. «В Грузии США заинтересованы как в стране, находящейся в конфликте с Россией, в Армении – как государстве, которое можно оторвать от России. В Азербайджане – как источнике получения углеводородов», – говорит эксперт.
Портал «Москва-Баку»
banner

Советуем почитать