• пятница, 29 Марта, 09:34
  • Baku Баку 5°C

Клянусь именем Ətağa!

03 ноября 2019 | 13:28
Клянусь именем Ətağa!

ОБЩЕСТВО
20 лет назад, в ноябре 1999 года, вышла в свет книга «Ya Ətağa Cəddi!», авторы которой - гаджи Низам Габибоглу и Георгий Заплетин. Но, как говорится в Библии, «сначала было слово». И словом этим в нашем случае было издание под названием «Ətağa fenomeni», отпечатанное в издательстве «Азербайджан» размером 21х30 см. Материал, который подготовил некто Махир Гараев, был издан в 1991-м или 1992 году.
Здесь собрано много интересной информации о жизни сеида Мир Мовсума Ага, автором которой стали известные в республике люди - Азад Мирзаджанзаде, Азад Набиев, Акиф Ализаде, Этибар Элькин, Абульфаз Эльчибей, Зия Буниятов, Иса Гусейнов, Манаф Сулейманов, Мамедэмин Салаев, Рейхан Мовсумзаде, Флора Керимова и другие.
Я полагаю, что это первое официальное печатное издание после снятия табу на все, связанное с именем Ətağa, или, как его называют в народе, Мир Мовсум Ага. Не знаю, как реализовывали этот материал, но самое главное - что 40 тысяч граждан Баку впервые узнали о сеиде и его феномене.
В 1996 году я работал корреспондентом популярной в то время газеты Panorama, когда впервые рискнул написать о нем свой первый материал. По совету одной знакомой я обратился к гаджи Васиму Мамедалиеву - члену-корреспонденту АН Азербайджанской Республики, заведующему кафедрой арабского языка и литературы Бакинского государственного университета. Он знал много интересного о жизни сеида. Я изложил ему свой план, мысли и сомнения, одолевавшие меня. А именно: имею ли я моральное право, будучи русским по национальности, но бакинцем по месту рождения и духу, заняться исследованием жизни мусульманина, а тем более - сеида.
Гаджи Васим муаллим очень внимательно выслушал меня, рассеял мои сомнения и благословил на это дело. Горжусь знакомством с этим замечательным человеком, большим ученым и по сей день при необходимости советуюсь с ним.
Сам я родился и прожил первые 36 лет жизни в Ичери шехер, знал, где жил сеид и часто видел его. Более того, клялся, когда это было необходимо, его именем - «Ya Ətağa Cəddi», и под этой клятвой никто никогда не осмеливался сказать неправду. Помню, в детстве мы с бабушкой ходили на базар возле нынешнего здания МВД - бакинцы называли его Пассажем, и путь от нашего дома лежал мимо дома сеида. В теплое время года он сидел на улице на стуле, каким и запечатлен на единственной известной всем фотографии. Дом сеида, как известно, располагался по улице Фирдоуси, 3. Ага и его сестра Сакина ханым (все звали ее Гонча ханым) жили на первом этаже. Сакина ханым всю свою жизнь посвятила брату и очень любила его. Только она понимала, что говорил Ага, и он ее тоже любил. На втором этаже жили старший и младший братья - Сеид Гусейн Ага и Мирзакязим Ага с семьями.
Уже после смерти Ага у жителей Крепости появилась традиция: проходя мимо, мы дотрагивались ладонью до стены его дома, буквально на несколько секунд остановившись, а потом шли дальше. Эта привычка сохранилась у меня по сей день.
Возвращаясь к тому, как мы шли в Пассаж, я очень верю в то, что когда-то бабушка сказала мне дотронуться до плеча сеида. Кто знает, может быть, и он погладил меня по голове. Очень хочу верить, что так оно и было, я пока жив и здоров в свои 78 лет.
Надо сказать, Ага любил детей и всегда улыбался им. Бывая в Шувеляне в святилище Мир Мовсума Ага, я обращаюсь к его духу и прошу донести до Всевышнего мои просьбы и пожелания здоровья и благополучия моим детям и внукам.
Первым родственником сеида, с которым я познакомился по совету гаджи Васима Мамедалиева, был гаджи Руфат Махмудов, внук его старшего брата. Затем - с родными племянницами сеида - Шафигой ханым и Аделей ханым, Мамедэмином Салаевым, племянницей Рейхан ханым Мовсумзаде, Агабеком Султановым. К сожалению, они все ушли из жизни, но я успел записать их воспоминания о сеиде. Вечная им память!
Я и сегодня поддерживаю добрые отношения с внучатыми племянниками Ага - Акифом Ализаде, Октаем Миркасимовым, Фуадом Салаевым - это замечательные люди, цвет нашей интеллигенции.
Искал и встречался со старыми жителями Ичери шехер, жившими теперь в разных частях города, и другими родственниками Мир Мовсума Ага, его соседями.
Смутно помню похороны Сеида, к его дому подойти близко было невозможно, улицы Крепости и прилегающие к ним были заполонены народом, люди плакали, кричали от горя…
Собрав таким образом достаточно богатый материал, еще раз повторюсь, с благословения академика гаджи Васима Мамедалиева, стал обобщать его в единый текст, получил от родных Ага редкие фотографии.
Следующим этапом этой работы стало знакомство с гаджи Низамом Габибоглу, это очень благородный и порядочный человек, который возглавляет святилище сеида и сделал очень много для увековечения нетленной памяти Ага Сеид Али - таково настоящее имя сеида. Десятки раз я бывал в Шувеляне, познакомился со служащими святилища, бывало, оставался там на ночь.
Основной целью этих посещений было наблюдение за выражением лиц паломников, посещающих святилище. Это были грустные или радостные лица, но ни разу я не видел отрешенных и не слышал фанатических криков. В старом святилище всегда было тихо, люди вели себя спокойно, пристойно. Они шли в усыпальницу, где находилось захоронение Ага и его сестры Сакины ханым, ушедшей из жизни в 1948 году. Ага скончался 17 ноября 1950 года, на 67-м году жизни. Паломники трижды обходили постамент над могилой, целовали камень, на котором высечены их имена.
Ох, как много интересного и полезного для себя я повидал за это время! Так продолжалось приблизительно два-три месяца. Помню, однажды в 5-6-м часу утра меня разбудил один из служащих святилища, чтобы я поторопился пройти в усыпальницу. И что я там увидел? Молодая супружеская пара - жена была в положении - пришла к Сеиду. Понятно, они просили его обратиться к Всевышнему послать им благословение, чтобы молодая женщина благополучно родила. На меня это произвело потрясающее впечатление. Подобных примеров мне довелось увидеть много.
И только после всего увиденного и пережитого я приступил к написанию книги. В 1999 году она была издана под названием «Ya Ətağa Cəddi!» на трех языках - азербайджанском, русском и английском. Хочу особо отметить роль гаджи Низама Габибоглу в этой работе.
Весь тираж - а это две тысячи экземпляров - был привезен в святилище Мир Мовсума Ага. Книга раздавалась прихожанам, естественно, бесплатно, и тираж очень быстро разошелся. В 2003 году вышло второе издание, тиражом 1300 экземпляров (300 - на русском языке).
Со дня первого издания прошло уже 20 лет. И до сегодняшнего дня, когда у меня возникают разного рода проблемы или кто-то из родных болеет, я прихожу к Сеиду и прошу донести это до Всевышнего, прошу его помощи и защиты для них.
С огромным наслаждением вспоминаю все, что было связано со сбором материалов и написанием книги о Мир Мовсуме Ага, искренне верю в то, что совершил богоугодное дело, и горжусь этим.
Георгий ЗАПЛЕТИН,
член Объединения писателей Азербайджана
banner

Советуем почитать