• вторник, 19 Марта, 13:32
  • Baku Баку 8°C

В плену словоблудия

21 февраля 2020 | 15:27
В плену словоблудия

ПОЗИЦИЯ
Общественность Армении продолжает обсуждать дебаты Пашинян-Алиев в Мюнхене, его выигрышные и проигрышные стороны. Эти обсуждения, как и всегда, сопровождаются обильным потоком манипуляций, подтасовок.
Одновременно правящий режим выносит на обозрение видеоматериал с участием Сержа Саргсяна, где тот говорит о готовности сдать 7 районов, причем без уточнения статуса Нагорного Карабаха.
А тут премьер-министр Армении Пашинян, выдвинув свои мюнхенские тезисы после встречи с Президентом Азербайджана на странице в Facebook, фактически заявляет о новом подходе Еревана в вопросе карабахского урегулирования. При этом армянского премьера не особенно заботит, приемлемы ли они хотя бы для соплеменников или нет.
Одновременно армянскому обществу рекомендуется обсуждать именно это, а «не дискуссию в Мюнхене, плохой английский Пашиняна или положение ног и рук».
Пока никто не откликнулся
Представленные шесть пунктов могут стать своеобразным вызовом армянским политическим силам. Пока еще ни одна их них не откликнулась на «мюнхенские принципы», в том числе те, кто вел переговоры в рамках принципов, названных Мадридскими и принятых в конце 2007 года.
Дело в том, что армянский общественно-политический дискурс усмотрел в мюнхенских тезисах Пашиняна ту самую угрозу безопасности Армении, о которой с пеной у рта разглагольствовал премьер. Ряд политологов даже интерпретировал эти тезисы как согласие на поэтапный вариант решения армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.
В этом смысле эксперты сочли удобным обсуждать мюнхенскую дискуссию, а не откликаться на «мюнхенские принципы», потому что обсуждение дискуссии, самое большее, содержит риск пропагандистского противостояния, когда правящее большинство может напомнить оппонентам именно то, что обсуждали, например, Левон Тер-Петросян, Кочарян и Саргсян. Так сказать, обсуждать новые принципы и высказывать свое согласие или несогласие с ними в виде конкретной альтернативы означает взять на себя ответственность за непонятную позицию и сомнительное содержание.
Произошел поворот
Последняя встреча с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым имела поворотное значение. Об этом в интервью Общественному телевидению Армении заявил премьер-министр Никол Пашинян, комментируя свою дискуссию с азербайджанским лидером по карабахскому конфликту на полях Мюнхенской конференции.
В числе причин, по которым произошел поворот, Пашинян называет то, что ему, якобы, удалось показать международному сообществу, что Армения занимает конструктивную позицию, в то время, как «Азербайджан деструктивную позицию, доходящую вплоть до расизма».
Однако, делая подобное нелепое заявление, Пашинян напрочь забывает о том, что трансляцию дебатов онлайн смотрели миллионы людей на планете, в том числе и армяне, среди которых есть те, кто в отличие от армянского премьера, достаточно хорошо владеет английским. И уж им-то лапшу на уши не повесишь.
Вторая причина, которую так помпезно преподносит Пашинян, касается того, что у него-де не будет тайны от армянского народа в переговорном процессе по карабахскому вопросу. Мол, прошли те времена, когда с тонкостями карабахского вопроса был знаком узкий круг экспертов, и отныне весь армянский народ должен знать о содержании и сути этого вопроса, и «я рад, что смог это обеспечить». Это заявление - не что иное, как очередное очковтирательство. Спрашивается, а о чем он договаривался с Президентом Азербайджана за закрытыми дверями накануне дебатов, тоже будет обнародовано?!
Третий его постулат касался патриотизма. И тут Пашинян решил объявить своим соплеменникам, ни много ни мало, что формируется новое переговорное содержание карабахского вопроса, которое он назвал ... «мюнхенскими принципами».
Демонстрация невежества
Пространные излияния армянского премьера по поводу этих принципов обнажили незнание премьером элементарных правил дипломатического дискурса - с одной стороны, международного права - с другой, истории - с третьей. Одним словом демонстрацией тотального невежества.
Первый из них, по словам Пашиняна, заключается в том, что Нагорный Карабах получил независимость так же, как Азербайджан. При этом он запамятовал, что после распада СССР Азербайджан мировым сообществом был признан независимым субъектом международного права в рамках Азербайджанской ССР, то есть вместе с Нагорным Карабахом и оккупированными ныне семью азербайджанскими районами, которые армяне включили в так называемый «Арцах».
Что касается его высказывания о том, что «Нагорный Карабах не может отказаться от своей безопасности», то Азербайджан на самом высоком уровне с самых авторитетных международных трибун всегда заявлял, что Нагорному Карабаху будет обеспечена самая высокая автономия, какую можно только представить, то есть и этот «призыв» Пашиняна об эффективном обеспечении безопасности армянского населения Карабаха был уже многократно оформлен со стороны Азербайджана.
А заявления армянского премьера относительно того, что он чувствует себя ответственным не только за безопасность Армении и Карабаха, но за региональную и глобальную безопасность, не делает «чести» агрессору.
Тут следует остановиться на одном противоречии, которое допустил Пашинян в ходе своего интервью. В самом конце своего излияния Пашинян, до этого говоривший, что «решение должно устраивать все стороны», то есть Армению, сепаратистов и Азербайджан, вдруг резюмирует: «Следовательно, невозможно решить этот вопрос без того, чтобы его основа была приемлема для всех сторон. И вся цель переговорного процесса должна быть именно в этом». Полная абракадабра.
Между тем все разглагольствования Пашиняна относительно безопасности очень похожи на позицию прежних властей, которые говорили, что готовы сдать территории в обмен на признание статуса Карабаха, как бы там премьер страны-агрессора ни интерпретировал это понятие.
Из всей тирады армянского премьера ясно лишь одно - армянское правительство очень боится военного решения конфликта, хотя своими бездумными шагами и заявлениями как раз приближает военный сценарий его решения.
Фактически, своим последним заявлением в интервью армянскому Общественному телевидению Пашинян заявил о срыве переговорного процесса с Азербайджаном, отвергнув выработанные посредниками принципы мирного карабахского урегулирования и сделав попытку пока только представить так называемое новое переговорное содержание.
Совместное заседание СБ
Тем временем в Ханкенди готовятся к проведению третьего, после бархатной революции, совместного заседания совбеза Армении и марионеточного образования. Новое заседание пройдет на фоне как внутренних, так и внешних существенных развитий.
То есть в Армении стартовал весьма спорный процесс конституционного референдума, охватывающий многочисленные внутренние слои, а во внешней среде намечается также сложный трансформационный процесс в карабахском вопросе.
Однако заметим, что совместное заседание совбезов пройдет после Мюнхенской конференции по безопасности, дискуссии в ее рамках Пашинян-Алиев, а следом и дискуссии-обсуждения, наконец прошедшей за неделю до этого в Женеве встречи министров иностранных дел, которая привлекла большое внимание своей продолжительностью. А также публикации после Мюнхена Пашиняном своих одиозных принципов. Параллельно со всем этим в сепаратистском образовании намечаются «президентские и парламентские выборы», которые намечены на 31 марта.
А еще сложилась довольно тревожная атмосфера вокруг вооруженных сил по причине смертей в мирных условиях в воинских частях «Армии обороны Арцаха», которые констатировали вызывающую озабоченность статистику за первые два месяца года - количество смертей достигло почти полутора десятка.
Отсюда насыщенная повестка совместного заседания совбезов. Но все же самое главное для Пашиняна - это то, чтобы в сепаратистском образовании главным церемониймейстером стал его ставленник, послушный и неконфликтный. При этом, как утверждают армянские эксперты, совместные заседания советов безопасности сами по себе не являются практически началом процесса военно-политической интеграции «Армения-Арцах», а ведь на это так уповают в Ереване.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать