• четверг, 18 Апреля, 07:45
  • Baku Баку 12°C

Новая парадигма

10 июля 2020 | 19:16
Новая парадигма

СИТУАЦИЯ
Все течет, все меняется, и никто не был дважды в этой реке – великое изречение Гераклита вполне применительно к нынешнему стремительно меняющемуся миру, но к Ирану - больше всего.

Практически год назад краеугольным камнем его дипломатии по отношению к соседям было предупреждение по поводу того, чтобы они не открывали своих посольств в Израиле. Теперь же посол Ирана в Армении Аббас Бадахшан Зохури комментируя решение Еревана об открытии посольства в Израиле, заявил, что «официальный Тегеран уважает любые решения своих соседей».
Другое дело, что завтра шиитская муллократия может перекрыть подачу газа в Армению, может объявить «красную зону терроризма» в этой стране, рекомендовав гражданам на неопределенное время воздерживаться от поездок туда, может наполовину сократить экспорт продуктов, «посадив» их на карантин. Главное - сказано, а это очень даже неплохой повод для того, чтобы сделать важный шаг.
А в остальном…
Начиная с февраля 1979 года у Ирана источником всех зол, как всегда, оказывался Израиль, который «неизменно пытается испортить отношения Тегерана с лучшими соседями». Но кто были его соседи? Если речь идет о бывшей власти советов, то с ненавистными «шурави» (атеистами) он уживался кое-как, Афганистан и Пакистан с преимущественно суннитским населением имели с иранцами вагон и маленькую тележку недоразумений. Ну, а что касается арабского мира, тут мы и сейчас видим нарастающий накал драматизма. Так кто же они, лучшие соседи? Разве что голодные и изнуренные гражданской войной Сирия и Йемен плюс по факту расчлененный Ливан.
Об отношениях с Азербайджаном и Грузией - тут без особых комментариев. Что касается Армении, их отношения строятся на формуле «против кого дружим». Если официально, то говоря словами президента южан Хасана Роухани во время его визита в Ереван, «Иран экспортирует много товаров, и очевидно, что Армения является одним из наших стратегических направлений, а потому наши отношения с Ереваном должны быть подняты до желаемого уровня». В переводе это означает, что иранцам взять с Армении нечего, кроме гарантий безопасности на этом направлении, но и тут в критический момент армяне поведут себя так, как прикажут из Москвы или из Парижа, но это в долгосрочной перспективе…
Решение зрело давно
Надо сказать, что в политических кругах Армении намерение открыть посольство в Израиле созрело давно. Однако этому мешало опасение вызвать недовольство у «соседа и друга», хотя тот должен был бы по закону исламской солидарности потребовать у Еревана освободить территории Азербайджана и не строить для оккупантов в Нагорном Карабахе мосты и прочую инфраструктуру.
Казалось, у опасений армян были серьезные основания, поскольку некогда Азербайджан и Иран были единым государством, в которое входили все нынешние армянские территории, да и сегодня иранских тюрков не назовешь этническим меньшинством. Более того, примерно 70% мусульман нашей страны являются шиитами (по крайней мере, в силу традиции), а шиизм, как известно, является «духовной скрепой» современной южной теократии.
Поэтому прежние армянские власти весьма скептически относились к любому сближению с еврейским государством, установившим тесные военно-политические связи с Азербайджаном и продолжающим враждебный курс против Ирана. Они справедливо полагали, что без поддержки южан Армения не смогла бы выжить физически, и поэтому не следует портить с ними отношений из-за Израиля.
Очевидно, что открытие в Израиле армянского посольства - не повод для последнего отказываться от военного сотрудничества с Азербайджаном прекратить поставлять ему оружие и военную технику. Кроме того, недовольство армян вызывал и вызывает тот факт, что Израиль до сих пор так и не признал мифический «геноцид армян», который для многих государств является всего лишь инструментом для оказания давления на Турцию.
Новая метла…
Именно с приходом к власти правительства Никола Пашиняна в отношении шиитской муллократии появилась новая парадигма. Исходной ее точкой стало осознание того, что Иран, развивая и углубляя свои отношения с Арменией и отказываясь поддерживать Азербайджан в конфликте с ней, исходил и исходит из двух побуждений.
Во-первых, южане принципиально не желают усиления нашей страны, так как в Иране живет огромное количество азербайджанских тюрок, которые осознают свою этническую идентичность, и в случае дальнейшего усиления Баку будут ориентироваться на него. А во-вторых, Армения - это один из каналов сотрудничества с коллективным Западом, а во время администрации Барака Обамы это был основной канал сближения.
Кроме того, после распада СССР Иран был последовательным сторонником усиления Армении, наличия у нее боеспособных вооруженных сил и стабильной системы государственной власти, хотя сегодня в Тегеране на этом предпочитают не заострять внимание.
Сильная Армения всегда будет для Ирана региональным противовесом Азербайджану. Дополнительным раздражителем для Ирана является тесное военно-политическое сотрудничество нашей страны с еврейским государством. Обмен взаимными визитами министров обороны и начальников Генштаба ВС Азербайджана и Израиля, нахождение израильского оружия на балансе азербайджанской армии, частые командировки и даже «временная прописка» их военных и гражданских специалистов в Баку настраивают муллократию на соответствующую волну, в том числе и по части сохранения статус-кво в зоне нагорно-карабахского конфликта.
На данном этапе ставится конкретная задача - организовать визит Пашиняна в Иерусалим и затем выйти на обмен постоянными дипломатическими представительствами в двух странах. Кстати, вопрос визита Пашиняна и развития армяно-израильских отношений был затронут минувшей осенью в ходе визита в Ереван экс-советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона. А в конце февраля этого года Пашинян побывал с официальным визитом в Тегеране, где он был принят на самом высоком уровне - то есть, его удостоил аудиенции верховный руководитель аятолла Сейид Али Хаменеи.
Спустя считанные дни, в начале марта, начались разговоры о подготовке поездки Пашиняна в Израиль, на армянских телеканалах единовременно появился сюжет о планирующемся «революционном сдвиге» в отношениях между Ереваном и Тель-Авивом. Тогда же в интервью изданию The Jerusalem Post замминистра иностранных дел Армении Григор Ованнисян прямо отметил, что его страна обсуждает вопрос открытия посольства в Израиле, чтобы вывести отношения между двумя странами на «новый, более высокий уровень». Он без обиняков заявил, что армянская сторона не желает, чтобы Израиль продавал оружие Азербайджану, но отметил, что Ереван не рассматривает этот вопрос в качестве предусловия для улучшения отношений с еврейским государством.
«Мы должны быть в состоянии сделать это, чтобы мы тоже могли иметь такое же оружие. Мы должны стать сильнее. Другое дело, что мы должны быть настолько близкими с нашими коллегами, с нашими израильскими друзьями, чтобы могли каким-то образом сдерживать. Это уже покажет время», - сказал он.
Сюрпризы впереди
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель Центра политических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, Ереван ставит перед собой задачу отвлечения Тель-Авива от избыточно тесного, как полагает Ереван, взаимодействия с Баку в военно-технической сфере:
- Затем предполагается, выйдя на некий уровень доверительных отношений, добиться в перспективе от израильтян большей сдержанности, прежде всего, в поставках ударных вооружений нашей стране. Более того, новые власти Армении ожидают от Израиля поддержки в Конгрессе США резолюции о признании так называемого «геноцида армян 1915-1923 годов», а также принятия самим Кнессетом соответствующего решения.
Есть ожидания поддержки со стороны израильского лобби в международных финансовых структурах, на Капитолийском холме и в Белом доме по вопросу притока в Армению льготных кредитов, выделения средств в рамках «замороженной» в 2008 году программы Millenium Challenge («Вызовы тысячелетия»). Непосредственно от Израиля армяне ждут инвестиций, сотрудничества в сфере высоких технологий, в сельскохозяйственной области.
Взамен Израиль якобы получает нового партнера на Южном Кавказе, единственную христианскую страну, имеющую общую границу с Ираном.
Плюс ко всему Израилю, как и США, интересен фактор исторически сложных отношений между Арменией и Турцией на фоне все более деградирующих связей Тель-Авива с Анкарой.
Тем не менее, любые необдуманные и скоропалительные шаги Еревана на пути сближения с Тель-Авивом, чревато для Армении неприятными «сюрпризами» от Ирана.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать