• суббота, 20 Апреля, 07:40
  • Baku Баку 14°C

Раздувают пожар войны

13 июля 2020 | 14:24
Раздувают пожар войны

ВЗГЛЯД
Начиная с полудня 12 июля подразделения вооруженных сил Армении, грубо нарушив режим прекращения огня на участке Товузского района азербайджано-армянской государственной границы, подвергли обстрелу азербайджанские позиции из артиллерийских установок. В результате принятых адекватных мер противнику был нанесен ответный удар, и он был отброшен назад, неся потери.
В ходе ночных боев 13 июля наши подразделения, применяя артиллерию, минометы и танки точным огнем уничтожили опорный пункт, артиллерийские установки, автомобильную технику и живую силу на территории воинской части противника.
Подобные действия страны-агрессора вне зоны нагорно-карабахского конфликта, причем против гражданского населения, свидетельствуют о категорическом нежелании ее руководства идти конструктивным путем налаживания мира в регионе.
С просьбой прокомментировать ситуацию корреспондент газеты «Каспiй» обратился к политологу, экс-министру иностранных дел Тофигу Зульфугарову, который заявил, что трагедия последних дней, очевидно, показывает, насколько не востребован институт сопредседателей Минской группы ОБСЕ:
- После окончания апрельских боев 2016 года в повестке дня сопредседателей находится один вопрос - не допустить эскалации напряженности. В этой связи хотелось бы напомнить обращение Президента Азербайджана Ильхама Алиева к МГ ОБСЕ: «Кто вы такие, кем вы себя возомнили... Вы считаете себя выше ООН?»
И действительно, неужели посредники думают, что могут узурпировать суверенные права нашего народа, в том числе и право на вооруженный отпор агрессору?
В связи с последним инцидентом хотелось бы вернуться к непростой ситуации внутри самой Армении. Почему нынешнее армянское руководство делает ставку на провокации и даже, похоже, на выбор в пользу возобновления военных действий? На первый взгляд это было бы абсурдно, потому как официальный Ереван удовлетворен всем, что имеется в его дипломатическом багаже, в том числе заморозкой ситуации и имеющимся статус-кво. Но с другой стороны, если мы посмотрим на позицию администрации Никола Пашиняна, поймем, что премьер-министр и его сподвижники не приняты в качестве партнеров Кремля для долгосрочных отношений. Не надо быть очень умным, чтобы понять - сам Пашинян это тоже осознает.
Вместе с тем, несмотря на то, что он пришел к власти как прозападный политик, коллективный Запад тоже относится с настороженностью к нему по одной причине - почему он не порывает очень тесные связи с Россией, как это делал, например, Саакашвили с 2004 по 2012 год.
Исходя из этого, для того чтобы обеспечить этот разворот, Пашинян должен предпринять какие-то действия. У северного союзника они уже получили все что могли, но Россия сегодня не может обеспечить им инвестиции, технологический прорыв и т.д. В ее силах - обеспечить замораживание крайне кризисной экономической ситуации в стране, а также демографической катастрофы. Что бы ни говорила официальная статистика, в Армении сегодня проживает не более 1,7 млн человек, а в так называемой «НКР» итого меньше - около 60 тыс.
Поэтому, чтобы обеспечить разворот от Москвы на Запад, Пашиняну необходимо возобновление военных действий, после чего, независимо от результата, виновата будет Россия. Это будет звучать примерно так: Москва нас предала, поэтому мы обижаемся на нее и уходим в сторону НАТО в расчете на более надежный зонтик. Тем самым Пашинян может обеспечить себе поддержку части населения и будет уже воспринят как серьезный партнер для западных государств. Тем более что его антироссийская риторика в данном случае более благосклонно принята на Западе. Именно поэтому он пытается спровоцировать ситуацию вблизи от своих границ, ожидая реакции Москвы - в крайнем случае он заявит (как уже заявила. - Ред.), что это азербайджанская сторона начала обстрел территории члена ОДКБ, а вы, мол, не отреагировали адекватно.
Пашиняновская администрация также недовольна тем, что ей не удается использовать в полной мере свою прозападную ориентацию, желая обеспечить себе российский зонтик безопасности, а инвестиции и политическое единство - с Запада, но такого еще никому в мире не удавалось. Так что заинтересованность Армении на данном этапе в возобновлении военных действий более чем реальна.
Готов ли к такому повороту событий независимый Азербайджан, не входящий ни в один военно-политический блок? Исходя из баланса сил, а также из справедливой позиции и поддержки на уровне ООН и прочих авторитетных международных организаций, следует полагать, что официальный Баку готов к возобновлению военных действий потому, что недоволен нынешней ситуацией, включая сохраняющийся статус-кво, хотя мы и предпочитаем действовать по принципу «худой мир лучше доброй ссоры».
Объективно возобновления военных действий хотят все, кроме Москвы - там боятся, что при подобном сценарии произойдет дистанцирование обоих государств от вектора российской политики. С этой точки зрения следует рассматривать официальную позицию российского МИД и сформулировать рациональную оценку того, почему министр Сергей Лавров полагает, что «…конфликт в Нагорном Карабахе - не внутреннее дело Азербайджана». Именно потому Россия и молчит, когда армяне затевают провокационные перестрелки в сотне с лишним километров вдали от линии соприкосновения. Как член ОДКБ она должна была предупредить о недопустимости действий официального Еревана, поскольку армяне своими безрассудными действиями подставляют основного союзника по военному блоку. Но они этого не делают.
Конкретизируя смысл сказанного Лавровым, можно прийти к выводу, что Азербайджанская Республика, обратившись за посредничеством к мировому сообществу, после принятия соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, потеряла свои суверенные права на часть своих территорий и должна в дальнейшем полагаться исключительно на «милость» стран-сопредседателей. Это особенно впечатляет после 28 лет принятия 24 марта 1992 года мандата Минской конференции, который формализовал начало безрезультатного международного посредничества Минской группы ОБСЕ. С учетом же постоянно повторяемого тезиса о том, что «конфликтующие Азербайджан и Армения, проявив политическую волю, должны сами договориться», нам, по логике Лаврова, остается только «внушающая невероятный оптимизм» перспектива ждать «милости» еще и от страны-агрессора.
Теоретически возможны два варианта освобождения оккупированных агрессором территорий и восстановления суверенитета и территориальной целостности Азербайджана:
- международное воздействие на страну-агрессора, включая применение политического бойкота, экономических санкций, мер военного характера, таких, как проведение наземной операции по принуждению к миру, введение режима бесполетных зон и других действий с целью устранения последствий агрессии и восстановления суверенитета и территориальной целостности государства- жертвы агрессии;
- самостоятельные действия Азербайджана в рамках статьи 51 Устава ООН, с целью отпора агрессору, нарушившему суверенитет и территориальную целостность государства, совершившего на оккупированных территориях тотальную этническую чистку, применившего политику этнического и религиозного геноцида (Ходжалы), виновному в многочисленных фактах нарушения прав и свобод личности, гуманитарного права, правил и обычаев ведения войны, нанесении огромного экономического ущерба как общественному, так и личному имуществу граждан.

Анализ следующей части его же заявления об «одновременном решении проблем оккупированных территорий и политического статуса Нагорного Карабаха» приводит к мысли о том, что это не что иное, как небрежно замаскированная редакция армянской формулы обмена «части оккупированных территорий на независимость Нагорного Карабаха». Вообще-то мы должны поблагодарить российского министра Лаврова за столь редкую для дипломата такого ранга откровенность и искренность. Своим коротким комментарием он полностью раскрыл истинные намерения руководства России, в частности проармянски настроенной ее части.
Сказанное Лавровым неприемлемо не только потому, что наносит огромный ущерб перспективам поступательного развития российско-азербайджанских межгосударственных отношений, но и своей претензией трактовки императивных норм международного права и соответствующих резолюций СБ ООН. Мог ли глава внешнеполитического ведомства, а главное, дипломат высокого ранга, долгие годы проработавший в постоянном представительстве своей страны при ООН, забыть о происходивших во время его служб и, кстати, во время службы нашего нынешнего министра иностранных дел событиях, которые были в центре повестки дня ООН в 90-х годах? Ответ очевиден - нет.
Может, это банальная попытка проармянских сил вызвать антироссийские настроения в Азербайджане, чтобы потом их использовать в своих целях? Может, это попытка подорвать российско-турецкое сближение? Если это получилось в Сирии, сбив российский самолет, то почему это невозможно в Азербайджане, разыграв в очередной раз «карабахскую карту». Хотя в данном случае, еще раз оговорюсь, провокация произошла не на территории, оккупированной страной-агрессором…
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать