• пятница, 19 Апреля, 12:08
  • Baku Баку 25°C

История величия

20 июля 2019 | 11:48
История величия

ПАМЯТЬ
Тысячи слов оставят меньший след, чем
память об одном поступке
Генрик Ибсен

В течение всей своей долгой жизни я никогда не отрекался от постулата, ставшего одной из морально-психологических норм моей мыслительной деятельности: воздавать должное величию личности надо при жизни, а не подвергать ее пышной канонизации после ухода в мир иной.
Этот принцип заговорил во мне с особой силой после просмотра документального фильма, созданного творческим киноцентром «Аран», под названием «Bir gəsdin tarixi» («История одного покушения»), транслировавшегося по телеканалу ARB и посвященного видному общественному и государственному деятелю 50-х - начала 60-х годов прошлого столетия Назиму Гаджиеву.
Об этой незаурядной личности я имел честь писать еще в октябре 2000 года в газете «Вышка», опубликовавшей мою статью под названием «Он разбил дьявольские планы Микояна». Однако содержательная глубина, множество редких архивных документов, продемонстрированных в фильме, логично последовательная и ярко подобранная документальная хроника тех лет, а также музыкальный фон создают потрясающее эмоциональное цунами, целиком поглощающее все существо зрителя, не оставляющее ему шанса на хладнокровие и индифферентность. В том числе и мне, побывавшему в довольно неординарных внутри- и внешнеполитических ситуациях, испытавшему на себе кризисные фрагменты дипломатической службы, работавшему в ряде стран, стоявших в тот период перед альтернативой абсолютного общественно-политического и даже формационного обновления, являвшемуся свидетелем государственных коллапсов и функционирования механизмов краха миропорядка… не удалось сдержать слез.
Эти скупые, но все же слезы являлись проявлением неисчерпаемого чувства досады от потери нашим народом фанатично преданной его интересам личности в результате коварного злоумышления армянской политической мафии во главе с Микояном. Они олицетворяли господствующий во мне протест по поводу живучести той самой схемы, о которой я писал, из-за того, что не смогли уберечь в то время Назима Гаджиева, обладающего колоссальным интеллектуальным, морально-волевым, патриотическим потенциалом, способным внести ощутимый вклад в дело всестороннего развития нашего народа.
А ведь молодой человек, перед которым открывались великолепные перспективы государственно-партийной деятельности, мог бы отсидеться в теплом кресле. В 28 лет - первый секретарь ЦК ЛКСМ, член Бюро ЦК ВЛКСМ, в 32 года - завотделом ЦК КП Азербайджана, в 34 - ответственный организатор, завсектором ЦК КПСС, и в неполные 36 лет - секретарь ЦК КП Азербайджана по идеологии. Но не той карьеристской натурой, и не теми, чего уж греха таить, конъюнктурными генеалогическими корнями (кстати, прекрасно препарированными создателями фильма) обладал Назим Гаджиев. Он не представлял себе жизни без неустанного служения интересам народа, его пусть и ограниченной рамками советской государственно-политической системы, но все-таки государственности, даже в том случае, если это служение могло привести к потере не только своего высокого положения, но и самой жизни.
Это красноречиво подтверждает история с петицией турок-месхетинцев, проживавших фактически в резервации в Узбекистане и Казахстане, с просьбой о репатриации на родину в 1958 году. Этим вопросом в рамках ЦК КПСС занимался Назим Гаджиев, будучи ответственным работником аппарата. О его роли в переселении этой дискриминированной этнической группы в Азербайджан в свое время рассказывали Осману Мирзоеву, писавшему эссе о Назиме Гаджиеве, глава общины турок-месхетинцев Мовлуд Байрагдаров и бывший в ту пору главой республики Имам Мустафаев. В итоге вопреки мнению главы Грузии Василия Мжаванадзе и латентно поддерживающих его Анастаса Микояна и Андрея Суслова, турки-месхетинцы были переселены в Азербайджан, чтобы впоследствии поэтапно репатриироваться на земли их многовекового проживания.
И наконец, эпопея с попыткой легального отторжения территорий от Азербайджана в пользу Армении, в основе которой лежало письмо армянской буржуазно-националистической партии «Рамгавар», располагающейся в Бостоне и, естественно, работающей под крылом ЦРУ, опубликованной в их органе «Байкар» с обращением к руководству республики по поводу передачи Нагорного Карабаха и Нахчывана Армении.
Не буду останавливаться на деталях подготовки ответа на это письмо комиссии ЦК под руководством Назима Гаджиева. Ограничусь лишь напоминанием его роли в отстаивании позиции руководства Азербайджана на заседании секретариата ЦК КПСС, обсуждавшего повестку дня заседания самого Президиума ЦК.
Приглашенный на это заседание лично М.А.Сусловым, Назим Гаджиев приехал в Москву на три дня раньше намеченного срока. В эти дни он встречался с председателем КГБ Александром Шелепиным - его другом, коллегой и руководителем по работе в комсомоле, с секретарями ЦК КПСС, курирующими идеологическую сферу, Л.Ильичевым и Е.Фурцевой. Эти люди уважали и ценили его ум, работоспособность и патриотизм. Будучи самыми приближенными к Н.С.Хрущеву, они соответственным образом преподнесли ему информацию по этому вопросу.
Очевидность правового нонсенса и риск порождения серьезных противоречий в области межреспубликанских, межнациональных отношений, деформации административно-национальной структуры советского государства были неоспоримы. Однако А.Микоян после доклада Назима Гаджиева сделал попытку придать этому обсуждению полемический характер. Не преминув обвинить Н.Гаджиева в проявлении национализма, А.Микоян получает неожиданный для него жесткий отпор от самого Хрущева. Безусловно, здесь сработала схема, задуманная Н.Гаджиевым еще до заседания: обладая авторитетом в глазах самых близких Хрущеву руководителей и их доверием, он смог убедить их в справедливости позиции Азербайджана и воздействовать таким образом на мнение высшего руководителя СССР.
Член рабочей группы по составлению вышеуказанной справки, ответработник Совета министров Азербайджана Джавид Мехтиев в своих мемуарах вспоминал: «…На совещании перед заседанием Политбюро (Президиума - Авт.) ЦК КПСС Хрущев категорически отверг притязания армян, отшвырнув после доклада Гаджиева подготовленный проект постановления и заявив: «Больше этот вопрос не поднимать!».
Почти в идентичном контексте это событие было описано вице-президентом Нефтяной Восточной академии, профессором Чапаем Султановым в книге «Нашествие»: «На известном заседании… обсуждался вопрос о территориальных претензиях Армении к Азербайджану на Нагорный Карабах и Нахчыван, и секретарь ЦК Компартии Азербайджана Назим Гаджиев дал глубоко аргументированную отповедь «армянским товарищам».
К слову, как вспоминал тот же Джавид Мехтиев, в ходе подготовки справки Назим Гаджиев, детализируя общую ситуацию в связи с этими пробелами, «долго говорил о том, что в Армении возведен в ранг государственной идеологии национализм с его бредовой идеей создания «великой Армении от моря до моря», что руководители республики знают об их коварстве, неискренности, продажности, склонности к измене, их раболепии. Он доверительно сообщил мне, что некоторые наши соотечественники используют эти их качества в борьбе за власть, кресла, в целях компрометации неугодных им лиц, тем самым ставя себя в зависимость от них. А расплачивается за это азербайджанский народ…». Эта мысль рефреном прозвучала в фильме.
Создатели фильма безукоризненно использовали каждую секунду ленты и за 35 минут его продолжительности умудрились в сжатой форме отразить все многообразие партийно-государственной деятельности Назима Гаджиева, в особенности в последние два с половиной года его жизни, совпавших с его пребыванием на посту одного из руководителей республики. Зритель за короткое время постигает всю многогранность этой незаурядной политической фигуры, всю титаничность неистощимости его созидательной энергетики.
Не каждый способен провести в течение двух с небольшим лет, несколько месяцев из которых Назим Гаджиев провел в больничной палате, превратив ее в служебный кабинет, такое количество важных для республики мероприятий. В том числе возрождающий древнее азербайджанское ашыгское искусство съезд ашыгов, съезд учителей средней школы, съезд работников библиотек, многочисленные встречи с работниками кинематографа, молодыми поэтами и писателями, преподавателями и студентами вузов и ссузов республики, обеспечение прочной образовательной, культурной и спортивной базы для рабочих предприятий и сельского населения.
В последние 30 лет о Назиме Гаджиеве написано много статей. Его жизнедеятельности посвящена книга профессора Айдына Гаджиева - сына Назима Гаджиева, работающего проректором одного из вузов в далеком северном крае - Архангельске - под названием «Все понять, но не все простить». Азербайджанскую патриотическую публицистику украсили эссе, вышедшие из-под пера ныне покойного Османа Мирзоева, очерки, душевно написанные Эльмирой Алиевой, Тофиком Юсифовым, Чингизом Фараджевым. А Эльмира Ахундова с почтением и любовью упоминала эту замечательную личность в книге «Гейдар Алиев. Личность и эпоха». Такие выдающиеся в своих областях личности, как Владимир Семичастный, Исмаил Ибрагимов, Алескер Али-заде, Александр Кикнадзе, Лев Полонский посвящали ему множество строк в своих мемуарах. Анатолий Помпеев в своем исследовании «Кровавый омут Карабаха» не преминул вспомнить его вклад в сохранение территориальной целостности республики в те годы.
Однако создание фильма о героизме Назима Гаджиева, безусловно, стало возможным благодаря атмосфере высочайшего патриотизма, выявления исторической правды, воздания должного личностям, положившим свои головы на алтарь священных интересов азербайджанского народа, созданной в республике Президентом Ильхамом Алиевым, первым вице-президентом Мехрибан Алиевой. Последнее десятилетие вошло в отечественную историю как период небывалого возрастания роли и авторитета Азербайджанского государства во всем мире, укрепления его обороноспособности, максимального приближения к восстановлению нашей территориальной целостности. Вселяет чувство неисчерпаемого оптимизма высокий уровень развития исторической науки и других сфер гуманитарного прогресса, углубление процесса изучения роли в ней выдающихся личностей и увековечения их памяти.
Я более чем уверен, что рецидивы того самого принципа, то есть длительного забытья деяний этой личности, о нежелательности которых предупреждал выдающийся древнеримский комедиограф Плавт Тит Макций еще полторы тысячи лет назад: «Как часто величие дарования скрыто в безвестности!», отходят в прошлое и вскоре полностью перестанут о себе напоминать.
Подобный ракурс воззрения на нынешнюю ситуацию в республике в этой области внушает надежду на то, что съемочная группа фильма, так и не обнаружившая в городе Шеки, где родился Назим Гаджиев, улицу, названную его именем, вскоре сумеет взять в объектив своих камер дощечку, свидетельствующую о том, что она существует! На доме в Баку, где он жил в последние годы своей короткой, но столь насыщенной великими патриотическими делами жизни, наконец, спустя 57 лет после его трагического ухода, появится мемориальная доска, напоминающая о нем. А могила Назима Гаджиева в Аллее почетного захоронения приобретет более презентабельную форму, имея хотя бы головной надгробный камень с его барельефом…
Главное, чтобы память о Назиме Гаджиеве жила в сердцах наших благодарных соотечественников. А документальный фильм, сделанный столь талантливо, мастерски, с чувством любви и признательности к герою кинопроизведения, патриотизма и самоотверженности по отношению к своему народу, способствует возрождению и сохранению памяти о выдающемся сыне азербайджанского народа Назиме Мамедия оглу Гаджиеве.
Хочется выразить режиссеру фильма Бабеку Аббасс-заде и всей съемочной группе киноцентра «Аран» искреннюю признательность за блестящее исполнение ими не только своего профессионального, но и гражданского, патриотического долга.
Без всяких сомнений, «велико то, что долговечно; долговечно лишь то, что справедливо» - эта истина, изреченная итальянским философом и публицистом XVIII века, вечна как сам мир…
На фото:
1. Назим Гаджиев на открытии Музея Ленина, 1960 г.
2. Н.С.Хрущев, В.Ю.Ахундов, Н.М.Гаджиев, В.Е.Семичастный, Ниязи и Г.А.Гараев в Баку, 1960 г.

3. Назим Гаджиев, Самед Вургун, Акпер Аннагиев 1951 год 2
Вахдат СУЛТАН-ЗАДЕ,
экс-посол Азербайджанской Республики
banner

Советуем почитать