• вторник, 19 Марта, 14:26
  • Baku Баку 8°C

Полвека на службе прекрасному

24 ноября 2017 | 19:10
Полвека на службе прекрасному

НАСЛЕДИЕ
Азербайджанский музей ковра в этом году отмечает свое 50-летие. На момент создания он был первым музеем ковра в мире, а сейчас является одним из крупнейших музеев страны, в котором собрана одна из самых богатых в мире коллекций ковров и ковровых изделий.
К юбилейной дате Азербайджанский музей ковра приурочил празднование годовщины со дня рождения художника и исследователя ковра Лятифа Керимова, выставку «Новые жемчужины коллекции» и «круглый стол» под названием «Текстильные коллекции в музеях», который собрал ряд музейных работников со всей страны и из-за рубежа.
Награды и обмен опытом
В «круглом столе» «Текстильные коллекции музеев» приняли участие сотрудники более 20 региональных историко-краеведческих музеев Азербайджана и столичных музеев - Национального музея искусств, Национального музея истории и, конечно, Азербайджанского музея ковра. В числе иностранных гостей были представители Центрально-Азиатской сети по поддержке ремесел, Государственных художественных собраний Дрездена, Государственного Эрмитажа, Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, Харьковского национального университета имени В.Н.Каразина.
Участники «круглого стола» обсудили вопросы хранения, экспонирования, консервации и реставрации ковров, ковровых изделий, образцов тканей и национальной одежды. На мероприятии было принято решение о том, что Азербайджанский музей ковра будет плотно сотрудничать с региональными музеями в сфере правильной атрибуции (определения времени, места создания произведения и т.д.) текстильных экспонатов, в чем в данное время наблюдается большая необходимость.
На открытии выставки «Новые жемчужины коллекции» состоялось награждение сотрудников Азербайджанского музея ковра за плодотворную деятельность в пропаганде азербайджанского коврового искусства, согласно распоряжениям Президента Ильхама Алиева. Награды вручал министр культуры и туризма Азербайджана Абульфас Гараев.
Айгюн Аббасова и Ялчин Салимов были награждены медалью «Терегги». Пюсте Агаева, Тарана Меликова и Рема Зейналова удостоены Почетного диплома Президента Азербайджанской Республики. Тарьеру Баширову присвоено звание заслуженного художника Азербайджанской Республики, а Асе Ширалиевой - звание заслуженного работника культуры Азербайджанской Республики.
На открытии выставки состоялось также вручение подарка Азербайджанскому музею ковра от Фонда Гейдара Алиева. Специально для музея, к его 50-летнему юбилею, Фонд приобрел на аукционе Christie’s образец редкой азербайджанской вышивки XVIII века. Подобные образцы редких азербайджанских вышивок украшают собой такие известные музеи мира, как Музей Виктории и Альберта (Лондон), Музей текстиля (Вашингтон), Музей исламской культуры (Берлин), Музей декоративно-прикладного искусства (Будапешт) и другие.
Гостей, собравшихся на открытие выставки, порадовали сценой из оперетты «Аршин мал алан» Уз.Гаджибейли - дуэтом Аскера и Гюльчохры в исполнении солистов Азербайджанского государственного музыкального театра. Партию Гюльчохры исполнила заслуженная артистка Азербайджана Наргиз Керимова, партию Аскера - заслуженный артист Азербайджана Фарид Алиев. Сценический номер был подготовлен совместно Азербайджанским музеем ковра и Международным центром мугама.
Ковер, вернувшийся с чужбины
Выставка «Новые жемчужины коллекции» представила публике наиболее ценные из новых экспонатов, поступивших в фонд музея за последние два года, - то есть начиная с того времени, когда здесь была разработана новая стратегия по сбору музейных коллекций.
В течение последних двух лет Азербайджанский музей ковра приобрел (купил или получил в дар) 44 экспоната, среди которых - ковры, предметы национальной одежды, ювелирные украшения, образцы вышивки, батик, предметы из археологических раскопок. Возраст экспонатов существенно варьируется - от вещей, датируемых далекими историческими эпохами, до произведений современности.
На выставке представлено несколько ценных экспонатов из этого списка. Среди них - ювелирные изделия, отличающиеся тонкостью отделки, редкие предметы национальной одежды и большой ценности ковер «Шамахы» - главный экспонат выставки.
О каждом из них мы попросили подробно рассказать директора Азербайджанского музея ковра, председателя Национального комитета ИКОМ Азербайджан, доктора философии в области искусствоведения Ширин Меликову.
Начнем с ковра «Шамахы», который принадлежит на данный момент к числу наиболее древних экспонатов в коллекции ворсовых ковров музея - он изготовлен в Ширване в конце XVII - начале XVIII века.
Ширин Меликова: «Помимо своей исторической и художественной ценности, данный ковер «Шамахы» интересен еще и тем, что стал первым экспонатом в истории Азербайджанского музея ковра, приобретенным музеем на зарубежном аукционе. Мы выкупили его у Австрийской аукционной компании (AUSTRIA AUCTION COMPANY).
По своим техническим особенностям, орнаменту, колориту и другим параметрам этот ковер уникален. Его плотность - 44x46 узлов на квадратный дециметр. Нити утка и основы - шелковые, а ворс - шерстяной. Размеры ковра - 195x430 см. Его композиция построена на основе композиций «Бянди-руми» и «Ханалы», а колорит складывается из таких оттенков, как синий, бежевый, бордовый, зеленый, голубой, коричневый, горчичный и черный.
В композиции ковра, которая состоит из листьев, пальметт и орнамента «ислими», нашли свое отражение и дух дворцовых ковров Сефевидской эпохи, и влияние строгих геометризованных орнаментов ширванской школы. Ковры такого типа, датируемые XVII веком, дошли до нашего времени, как правило, во фрагментарном состоянии. Их в мире очень мало, и находятся они по большей части в частных коллекциях и крупных музейных собраниях. Так что данный ковер, сохранившийся целиком, представляет собой большую редкость. Он носит следы неоднократной реставрации, что говорит о его ценности для бывших владельцев.
Приобретение этого ковра и возвращение его на родину - событие огромной важности для азербайджанской культуры и искусства. Много лет пребывавший на чужбине, он наконец-то вернулся домой, став значимой частью музейной коллекции».
Оберег для невесты
Еще одним интересным экспонатом, появившимся в музее в последние годы, являются парные украшения для тыльной стороны кистей рук, применявшиеся в предсвадебной церемонии «хнаяхты» (Карабах, XIX век). Они сшиты из бархата и отделаны золотошвейной вышивкой, бахромой и штампованными золотыми бляшками.
Ширин Меликова: «Традиционная азербайджанская свадьба - это целая система обрядов, следующих в строгом порядке друг за другом. Все свадебные обряды были связаны с невестой, с образом ее девственной чистоты, красоты физической и духовной.
«Хнаяхты» (дословный перевод - «обмазывание хной») - красивый обряд, предшествующий дню свадьбы и переезду невесты в дом жениха, - фактически является женской свадьбой. Считается, что именно этот обряд знаменует вступление девушки в брак. С древнейших времен (этот обряд уходит в доисламскую эпоху) хну наделяли магическими свойствами: она оберегала от сглаза и злых сил. Поэтому для того, чтобы уберечь молодую невесту от сглаза, ей выкрашивали хной руки, ступни и волосы - как основной проводник энергии. Цвет хны - красный, считаясь священным, являлся оберегом. Красный был символом солнца и цветом очищающего, священного огня. По поверьям, красный цвет защищает от дурного глаза и дает жизненную энергию. Поэтому в свадебных обрядах он был основным. Красного цвета был наряд невесты, и все другие атрибуты тоже должны были быть этого цвета или иметь какой-то элемент красного.
Итак, в доме невесты собираются женщины - самые близкие родственницы жениха и невесты, соседки и подружки, накрывается стол, поются веселые песни, хорошее настроение поддерживают танцы. Женщины со стороны жениха приходят с красиво украшенными подносами, на которых разложены подарки. На одном из подносов приносят хну, свечи и разные сладости, обвязанные красными лентами.
Две женщины главные на этом празднике - свекровь и невеста. Свекровь преподносит драгоценные подарки своей будущей невестке, показывая их всем присутствующим. Она надевает золотые украшения на невесту, приговаривая добрые пожелания. Нарядно одетую невесту усаживают в центре празднично убранной комнаты, вокруг нее танцуют и поют, желают счастья и плодовитости.
После праздника «енгя» (женщина, сопровождающая невесту в дом жениха) проводит обряд, являющийся одним из этапов инициации - обмазывание рук и ног невесты теплой хной. Традиционно не делалось никаких узоров - главным было само окрашивание кожи и волос. Медный оттенок хны, переливающийся на солнце, определял статус девушки - она становилась избранной, отличаясь от своих незамужних подруг, так как окрашивать волосы могли только замужние женщины. После этого обряда девушку начинали называть невестой, а молодого человека - женихом.
Для того, чтобы не запачкать наряд, на руки надевают красиво расшитые «рукавички» (обычно сферической формы). Строго говоря, это не рукавички, а круглые по форме текстильные украшения, прикрывавшие тыльную часть кисти. Форма их не случайна - она символизирует солнце, что подчеркивается длинной бахромой.
Примером может служить экспонат из коллекции музея. На темно-бордовом бархате вышиты традиционные орнаментальные мотивы - стилизованное изображение древа жизни, выполненное золотым шитьем вприкреп. Златошвейную вышивку-«гюлябятин» дополняют прикрепленные к бархату штампованные золотые пластинки «зерендуз».
У запястья нашита золотая кайма, к которой крепятся тесемки. Пушистая бахрома из золотых нитей, символизирующая солнечные лучи, довершает богатое убранство этих аксессуаров. Как видим, все элементы украшений, форма изделия взаимосвязаны и не случайны - в их основе лежат древние религиозно-мифологические представления, поверья».
Мейзяр, шябкулах, бахари…
Также в последнее время фонд музея обогатился такими предметами национальной одежды XIX века, как мейзяр (парадный передник для свадебного обряда), шябкулах (ночной колпак) и бахари (женская верхняя одежда) из кашмирской шали с вышитым на нем именем владелицы и датой, что является большой редкостью.
Ширин Меликова: «Мейзяр (передник) был одним из привычных элементов будничного женского народного костюма. В то же время парадная, богато украшенная разновидность передника была частью свадебного наряда. Свадебные передники шили из дорогой ткани и украшали подвесками из монет. По одной из версий, такой передник надевался в момент, когда невеста входила в дом жениха на правах хозяйки. Монеты, нашитые на мейзяр, служили талисманом, сулившим богатство и достаток дому новобрачной.
На выставке показан хранящийся в коллекции нашего музея ширванский свадебный мейзяр, сшитый из мануфактурной российской парчи темно-вишневого цвета с крупным цветочным орнаментом, вытканным шелковыми и золотыми нитями. Подкладкой служит ситец. Ткани датируются второй половиной XIX века, а цепь, на которую насажены российские серебряные монеты 1861 года выпуска, относится к первой половине XIX века.
Шябкулах - это ночной колпак, головной убор, который надевали на ночь мужчины (обычно пожилые). Поскольку он служил для утепления головы, то шили его обычно из плотных тканей. Карабахский шябкулах, пополнивший в прошлом году нашу коллекцию тканей, одежды и вышивки, сшит из джеджима - разновидности безворсового ковра. Джеджимы ткали неширокими полосами на специальных станках, а потом раскраивали их, как плотную ткань, и шили из нее одежду (как правило, верхнюю), а также хурджины и другие виды сумок и различные предметы для украшения интерьера. Нарядный полосатый шябкулах посажен на подкладку из ситца и отделан золоченой тесьмой по краю.
Бахари - это женская верхняя одежда без застежки, с рукавами до локтя. Карабахский бахари, новый экспонат нашего музея, является поистине уникальным. Во-первых, он «именной», и это необычно. Во-вторых, он украшен в довольно редкой манере - вышивкой поверх узоров кашмирского шалевого материала. Вышивка не просто повторяет и дополнительно расцвечивает узоры шали - она создает еще и игру фактуры в орнаменте передней части бахари, а также по краю бортов и подолу».
Полумесяц с бирюзой
Существенное пополнение произошло в коллекции ювелирных изделий. Наиболее видными экспонатами из вновь поступивших являются предметы XIX - начала XX века: две пары золотых серег - из Баку (филигранные «пиала-зянг») и Нахчывана (в форме полумесяца, отделанные методом штаповки), а также отделанный золотой филигранью сурмадан (палочка для сурьмы) из Южного Азербайджана.
Ширин Меликова: «К нам часто приносят для продажи те или иные старинные произведения искусства, в том числе ювелирные изделия. Мы выбираем те из них, которые не только имеют наибольшую музейную ценность, но и представляют собой такую разновидность изделий, какой в нашем фонде еще нет. Именно по такому принципу были приобретены и эти две пары серег.
Одни из них, с бирюзой, имеющие форму полумесяца с подвесками, были куплены потому, что серег такой формы в нашем собрании еще не было. Что же касается другой пары - серег в форме «пиала-зянг», то такая форма в нашей коллекции уже была представлена, однако данный экспонат интересен тем, что тут имеется целых два яруса «пиал» с подвесками. Имеющиеся в нашей коллекции серьги подобного типа имеют не более одного яруса. Важно и то, что этот экземпляр очень качественно выполнен - филигрань из тонкого металла, четкая штамповка на бляшках-подвесках…
Надо сказать пару слов и о сурмадане. Этот предмет, редкий сам по себе, отличается к тому же замечательной по мастерству филигранной отделкой. С этой отделкой перекликается густое золотое шитье на его футляре».
Подарок от Фонда Гейдара Алиева
Рассказала Ширин ханым и о вышивке, подаренной музею к его 50-летнему юбилею Фондом Гейдара Алиева. Вышивка выполнена гладью. В Азербайджанском музее ковра имеется ряд вышивок данного периода, выполненных в этой технике, однако новый экспонат превосходит их по уровню своей художественной композиции и техническому исполнению.
Ширин Меликова: «Это редкой красоты азербайджанская вышивка XVIII века, геометрические узоры которой созданы нежным шекинским шелком, мерцающим на свету. Она некогда служила украшением, которое набрасывали на сложенные друг на друга подушки. Подобные вышивки, являясь неотъемлемой частью приданного невесты, выполнялись в специальных мастерских профессиональными мастерами, о чем говорит изысканное сочетание пастельных цветов, мастерство исполнения, цельность композиции. В таких вышивках, служивших занавесями для ниш и всевозможными покрывалами, художественное решение повторяет орнаменты и композиции ковров, покрывающих полы, стены, в виде фресок повторяющихся на потолке. Так творилась среда обитания, где заполняющий все поверхности орнаментальный мир завораживал, перенося человека в другое измерение.
Надо отметить, что в Музее ковра собрана хорошая коллекция вышивок, и мы готовим сейчас альбом, в который войдут лучшие образцы. Однако подобной вышивки у нас в коллекции не было, и мы надеемся, что будем пополнять наши фонды столь же ценными предметами старины. Азербайджанские вышивки, датированные XVI-XVIII веками, хорошо представлены в крупных музеях мира, хранятся в частных коллекциях. Они вывозились из Азербайджана с конца XIX - первой трети XX века и практически не сохранились в Азербайджане.
Хочу от имени музея выразить благодарность Фонду Гейдара Алиева, вернувшему ценную вышивку на родину. Надеюсь, этот пример станет показательным. И наши бесценные ковры, вышивки и другие виды материальной культуры, по которой мы можем судить о духовной культуре наших предков, будут возвращаться на свою историческую родину с помощью меценатов - людей, небезразличных к истории своего народа».
На выставке «Новые жемчужины коллекции» также представлены предметы из личного архива видного ученого-этнографа Гасана Гулиева, переданные в 2017 году его семьей в дар музею. Это брошюры советского времени за его авторством (одна из них была издана к I симпозиуму по ковру, который прошел в Баку в 1983 году), библиографические ценности - книги по этнографии народов Кавказа из его личной библиотеки, а также переснятые им собственноручно в российских музеях дореволюционные фотографии (в основном Д.И.Ермакова), отражающие костюмы и быт кавказцев. Главной же ценностью архива являются рукописи самого ученого, и прежде всего - его экспедиционные дневники с записями о поездках в регионы Азербайджана.
Кроме этого, в рамках выставки дается ретроспектива архивных снимков, отражающая обширную и плодотворную деятельность человека, сыгравшего видную роль в судьбе Азербайджанского музея ковра, - его первого директора Азиза Алиева, 100-летие которого отмечается в нынешнем году.
Наиля БАННАЕВА,
искусствовед
banner

Советуем почитать