• пятница, 19 Апреля, 10:09
  • Baku Баку 13°C

Голос Азербайджана

25 февраля 2018 | 13:19
Голос Азербайджана

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ
Наш сегодняшний собеседник - соучредитель радиостанции «Голос Азербайджана», активист азербайджанской диаспоры в Норвегии Атабей Наджафпур.
- Расскажите нам, пожалуйста, о радиостанции «Голос Азербайджана». Как возникла идея ее создания?
- Прежде всего хочу выразить вам и вашей газете искреннюю признательность за внимание - оно очень ценно для нас. Азербайджанцы живут в Норвегии уже более 30 лет. Я переехал в эту страну в 1989 году, и там уже действовала азербайджанская диаспора. С годами численность азербайджанцев в этой далекой северной стране росла, появлялись различные общества, некоторые из которых, правда, спустя некоторое время закрывались. В 2003 году мы пришли к пониманию того, что назрела необходимость в создании органа медиа на азербайджанском языке, который доносил бы информацию о жизни нашей страны, способствовал сохранению культуры и языка и вместе с тем знакомил бы норвежскую общественность с Азербайджаном, его историей и культурой. И в ноябре того же года в эфир вышла наша радиостанция «Голос Азербайджана».
У истоков этого проекта стояли мы с выходцем из Тебриза Мамедом Рзой, действуя от имени азербайджанского народа в целом. Со временем к нам присоединилось несколько энтузиастов, живущих как в Норвегии, так и в других зарубежных странах, они оказывают нам немалую помощь, предоставляя интересные материалы для программ. Все расходы по содержанию радиостанции несем мы сами, иногда помогают соотечественники. У нас одна цель - выполнить свой долг перед Родиной. Надеюсь, наш почин послужит хорошим примером и для других. Отмечу, что наша радиостанция выполняет также функцию своеобразного дома для всех азербайджанцев.
- На волне радиостанции передают и ваши интервью.
- Я человек, от журналистики далекий, но у меня довольно насыщенная политическая биография. Активно работал и работаю в различных организациях. На радиостанции занимаюсь подготовкой и ведением программ об истории и нынешней политической жизни иранского Азербайджана, поскольку знаю этот вопрос достаточно глубоко. Наряду с этим в настоящее время являюсь секретарем по организационной работе «Демократического турецкого союза Южного Азербайджана».
- Вы родились в иранском городе Урмийе, с 17 лет жили в Турции, откуда и переехали в Норвегию. С чем это было связано?
- Дело в том, что я вынужден был покинуть родину по сугубо политическим мотивам, был изгнан и отправился в Турцию. Около 11 лет прожил в Стамбуле политическим изгнанником. Я никогда не ставил перед собой цели переехать в Европу. В то время в Турции очень симпатизировали южным азербайджанцам.
С другой стороны, Турция издавна служит перевалочным пунктом для тех, кто направляется из различных восточных стран в Европу. Здесь существует правило, обязывающее политических беженцев в течение установленного срока выехать в третью страну. Я не терял веры в то, что за это время сложатся обстоятельства, благоприятствующие моему возвращению на родину. Но прошли годы, ситуация не изменилась, а между тем мне пора было покинуть гостеприимный берег турецкий. Иранские власти потребовали моей выдачи, и мне пришлось в срочном порядке выехать в другую страну.
Мне не хотелось ставить в неловкое положение своих друзей в полиции, чью поддержку в моем многолетнем пребывании на территории Турции и всестороннюю помощь я никогда не забуду. Эти друзья передали мне поступившие от иранских учреждений документы и сообщили, что есть приказ МВД о моей депортации. Оставаться в Турции было рискованно. Упомянутые мною друзья пошли даже на нарушение закона, передав мне ксерокопию документов, и тем самым фактически спасли мне жизнь. Я направил документы в ООН, где изучили факты моей биографии и вошли в положение, направив в Норвегию со статусом политического беженца. Я очень обязан Турции и ООН за то, что они спасли мне жизнь и дали возможность жить в свободной стране, каковой является Норвегия.
- Да, что и говорить, нелегко складывалась ваша жизнь... Как вы сегодня зарабатываете на жизнь?
- Я уже 18 лет работаю в одном государственном учреждении. Ранее сотрудничал с различными организациями.
- Какова сегодня численность азербайджанцев в Норвегии, в том числе иммигрантов из Азербайджана и из Ирана?
- Судя по официальной статистике, азербайджанцев в стране около тысячи человек. Это те, кто имеет гражданство и родился здесь. По официальным данным 2016 года, в Норвегии проживает 21 364 выходца из Ирана, из них 8% - южные азербайджанцы. Но я считаю, что эта статистика не отражает реальности, поскольку многие из иммигрантов-азербайджанцев, к сожалению, именуют себя иранцами.
- Как далеко продвинулся процесс формирования азербайджанской диаспоры в Норвегии и что еще предстоит сделать в этом русле?
- Среди организаций азербайджанской диаспоры самая сильная и активная - Азербайджанская молодежная организация Норвегии (NAYO). Она проводит очень успешные и эффективные мероприятия по пропаганде Азербайджана. Несколько лет назад существовало общество «Хазар-Янар», очень активное, проводившее митинги в поддержку Южного Азербайджана, мероприятия в сфере истории и культуры. Но в целом сплоченность азербайджанцев в Норвегии оставляет желать лучшего. Мы нуждаемся в едином доме, который с равной готовностью открывал бы свои двери перед всеми соотечественниками, без разделения на своих и чужих.
- В Азербайджане действует Государственный комитет по работе с диаспорой, на который возложена задача всемерно развивать взаимодействие и организационную работу среди зарубежных соотечественников. Обращались ли вы и другие живущие в Норвегии соотечественники в этот орган со своими предложениями? Если да, то находили ли отклик?
- В свое время обращались, но позитивного отклика не было. Например, мы задумали открыть в Норвегии азербайджанскую школу. Мы с друзьями направили обращение с просьбой прислать учителя литературы - это необходимо, потому что в семьях азербайджанцев дети знают родной язык лишь на бытовом уровне, они нуждаются в изучении литературного языка. Мы попросили также материальную помощь, чтобы получить помещение и литературу. Не встретив понимания со стороны комитета, мы обеспечили все за свой счет, но школа просуществовала всего год. Считаю, что отсутствие школы - очень большой минус. В этом деле большая ответственность ложится на диаспору. Не изучая родной язык, наши дети говорят дома на русском или фарси, отрываются от корней. Очень мало тех, кто хорошо говорит и пишет на родном языке. Открытие школы благотворно сказалось бы в первую очередь на иммигрантах из иранского Азербайджана.
- Норвегия относится к числу высокоразвитых стран. Есть ли там азербайджанцы, занятые в ключевых отраслях экономики?
- Наш народ вообще способный и умелый, ему свойственно быстро адаптироваться везде, куда бы его ни забросила судьба. Мы трудолюбивы и придаем большое значение образованию. В Норвегии немало успешных предпринимателей-азербайджанцев, есть хорошие врачи из числа выходцев из Южного Азербайджана. Такие примеры благотворно влияют и на подрастающее поколение. Я вижу в нашей молодежи большой потенциал. Те, кто родился и вырос здесь, добьются успехов. Нам, старшему поколению эмиграции, следует всемерно поддерживать их, сделать все, чтобы они были счастливы.
- Ваша дочь Шервин - модельер, но помимо этого благодаря вашим усилиям она является активистом диаспоры, многое делает для родины предков. Если можно, несколько слов об этом.
- Оказавшись волею судьбы на чужбине, я перенес свою борьбу во благо Родины в плоскость диаспоры. Хотя сам я не достиг на этом пути особых результатов, есть одно обстоятельство, которое вселяет в меня чувство величайшей гордости, - это моя единственная дочь. Она родилась и выросла в Норвегии, вдали от родины, но она - дочь своего народа, она думает о стране, откуда родом ее предки, и многое для нее делает. Впрочем, нет нужды говорить об этом, поскольку мою дочь многие знают по проекту конкурса красоты, имя модельера Шервин Наджафпур как достойной дочери азербайджанского народа не раз проходило в СМИ разных стран. Многие осведомлены об ее патриотизме. Она - первая женщина-азербайджанка, избранная в совет по работе с иммигрантами муниципалитета Осло.
- Вы активист азербайджанской диаспоры. Не бывало ли у вас трений или стычек с армянской диаспорой Норвегии?
- Мы, азербайджанцы, снискали репутацию народа толерантного. Наша борьба не против какого-то народа, а против несправедливой политики, проводимой теми или иными государствами. Об этом мы заявляем во всеуслышание на самом разном уровне. Мы все здесь посланники Азербайджана и обязаны выверять каждый свой шаг, чтобы достойно представлять свою нацию, не навредить Родине. Подобно тому, как главы государств на встречах с лидерами враждебной страны в соответствии с дипломатическим этикетом пожимают им руку, мы делаем то же самое в плоскости нашей деятельности, являя всем нашу культуру и миролюбие. Своим достойным поведением мы разоблачаем истинное лицо наших врагов. У них нет той культуры, которой обладаем мы, и это обстоятельство не ускользает от внимания норвежцев.
- Не так давно прошли новые назначения в Конгресс азербайджанцев Европы, нацеленные на большую гибкость и оперативность в работе. Обращались ли вы в эту организацию за помощью?
- Надо быть реалистами: общества выходцев из Южного Азербайджана чаще всего обделяют вниманием и поддержкой, дистанцируются от тех, кто занимается проблемами иранских азербайджанцев. Я не упрекаю за это и уважаю их выбор. Как патриот своего народа, я не хотел бы, чтобы Азербайджан имел внешнеполитические проблемы с Ираном.
- В недавних акциях протеста в Иране азербайджанцы участия не принимали, заняв позицию в поддержку стабильности и гражданского мира. Как восприняли живущие за рубежом иранские азербайджанцы такую позицию - не разрушительную, а наоборот, консолидирующую, примирительную?
- Я не согласен с подобной постановкой вопроса. Все дело в том, что азербайджанцы разглядели глубинную суть дела, они больше не хотят таскать из огня каштаны для других. Иранские азербайджанцы могут и должны рассчитывать только на себя - мы много раз на своем горьком опыте убеждались в справедливости этого посыла. Наша величайшая мечта состоит в том, чтобы азербайджанцы стремились к свободе и независимости Южного Азербайджана, последовательно и твердо шли этим путем. Другого пути у нас нет.
Тельман МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать